';

Вы здесь

Логические задачи для детей

Логические задачи и задания по математике для детей всех возрастов: от дошкольников (3-6 лет) и младших школьников (1 - 4 класс) до детей от 10-12 лет и старше. 

 

Логические задачи и задания по математике для детей всех возрастов: от дошкольников (3-6 лет) и младших школьников (1 - 4 класс) до детей от 10-12 лет и старше. Почти все задачи идут с объяснениями, решением и ответами

Зачем нужно развивать логическое мышление?

Развитие логического мышления - одна из основных задач изучения математики. Какую бы профессию в будущем не выбрал бы ученик, ему нужно со школьной парты научиться правильно и быстро размышлять, аргументировать решение задач и полученный результат, формулировать задачи и творчески подходить к их решению, самостоятельно пополнять багаж знаний. Для того чтобы спортсмен достиг высоких результатов, ему нужны систематические тренировки. А для того чтобы ребенок научился решать задачи – ему тоже нужны систематические тренировки в решении различных типов задач.

Предложенные в этом разделе задачи являются дополнением к отдельным темам школьного курса. Решение этих задач повысит интерес ученика к изучению математики, будет способствовать развитию его математических способностей. Как известно, интерес к математике и математические способности проявляются в раннем возрасте. Значительную роль в их развитии играет систематическое решение задач, которые могут увлечь юных математиков и порождать стремление к самостоятельным исследованиям. 

Важным средством интеллектуального развития школьников является использование задач с логической нагрузкой. К таким задачам относятся те задачи, у которых связи между данными и искомыми высказаны нечетко. Поэтому в процессе работы необходимо раскрыть и установить существующие связи. Успешное решение указанных задач зависит от умения ученика логически и творчески мыслить, быть сообразительным, способности вести целенаправленный поиск плана, строить сложные суждения – рассуждения с союзами: и, или, если..., то. Содержание каждой задачи с логической нагрузкой дает возможность ученикам включать в поиск решения остроумные рассуждения и определенное рассуждение, целостно и синтетически представить и, благодаря этому, глубоко вникнуть в ситуацию, спланировать свои действия на три-четыре шага вперед, предвидеть результат (даже отрицательный) и на основе этих соображений выбрать цепочку действий, который наиболее быстро и экономно приведет к ожидаемому результату.

Как правильно решать логические задачи

Процесс решения задач с логической нагрузкой имеет следующие этапы:

  1. Подготовительный - умение анализировать структуру задачи, сопоставлять данное задание с известными.
  2. Вызревание новой идеи, формулирование гипотезы (предсказания) – умение находить скрытые связи между данными и неизвестными элементами.
  3. Проверка гипотезы - умение анализировать гипотезу относительно возможного решения задачи.
  4. Развитие идеи - умение логически прорабатывать найденное решение задачи.

Ведущей целью использование задач с логическим нагрузкой на уроках математики является интеллектуальное развитие каждого ученика, который включает:

1. Овладение общими умственными действиями и приемами мыслительной деятельности: анализом, сравнением, обобщением, аналогией.
2. Развитие познавательных интересов: памяти, внимания, воображения и, особенно, диалектического мышления, что достигается постепенно путем 

Учебники и пособия с задачами по математике на логику для детей

  1. Многоцветная логика

  2. Михайлова З.А. - Игровые занимательные задачи для дошкольников

  3. Логические задачи для юного сыщика

  4. 200 занимательных логических задач (Гусев)

  5. Некоторые способы решения логических задач (Шевченко В.Е.)

  6. Раскина И.В, Шноль Д.Э. - Логические задачи (Школьные математические кружки) - 2014

  7. А - класс. Задания на логику для дошкольников 5 - 6 лет

  8. Школа для дошколят "Внимание, Память и Логика" (для детей 6 - 7 лет)

  9. Логические задания для 3 класса (учебник)

Примеры задач на логику

Задача №1. Как можно одним мешком пшеницы, перемолов ее, наполнить два мешка, размеры которых такие же, как и мешка, в котором находится пшеница?

(Поместить один мешок в другой)

Задача №2. Два отца и два сына съели за завтраком три яйца, причем каждому из них досталось по целому яйцу. Как это могло произойти?

(Это было три человека: дед, отец и сын)

Задача №3. Две бабки отправились из Москвы в Троицко-Сергиеву лавру. Обе они прошли 60 слоев. Сколько слоев прошла каждая из них, если шли они с одинаковой скоростью?

(Каждая прошла 60 слоев)

Задача №4. Сколько концов у четырех палок? У пяти палок? А в пяти с половиной?

(8, 10, 12)

Задача №5. Как от двадцати отнять 88 так, чтобы осталось 22?

(ХХ-88=22)

Задача №6. Какие числа большие сто при чтении не меняются от их переворачивания?

(609, 888, 6969, 69869, …)

Задача №7. Число 66 вмиг увеличьте на половину этого числа.

(Перевернуть число, получим 99)

Задача №8. Число 666 моментально увеличьте в полтора раза.

(Перевернуть число, получим 999)

Задача №9. Разделите число 188 на две равные части, чтобы в каждой из них получили сто.

(188)

Задача №10. Разделите на листе бумаги число двенадцать на две равные части так, чтобы половина этого числа была семь.

(XII)

Задача №11. Сколько концов у пяти палок? А в пяти с половиной? А у шести с четвертью?

(10, 12, 14)

Задача №12. Ученики распиливают бревно на метровые куски Отпиливания занимает одну минуту. За сколько минут они распилят бревно длиной 5 метров?

(за 4 минуты)

Задача №13. На поляне близ болота паслись в течение одного часа двое одинаковых лошадей с одинаковым аппетитом. Отличались они друг от друга лишь тем, что у одной лошади хвост был вдвое короче, чем у второй? Из лошадей зев больше травы, если они начали и закончили пастись одновременно?

(Конь с более длинным хвостом съел больше, так как он имел возможность отгонять мух и оводов, которые мешали лошадям пастись)

Задача №14. Один мужчина купил три козы и заплатил 300 гривен. Спрашивается: по чем пошла каждая коза?

(По земле)

Задача №15. Мельник зашел в мельницу. В каждом из четырех углов он увидел по три мешка, на каждом мешке сидело по три кошки, а каждая кошка имела при себе троих котят. Спрашивается, много ли ног было у мельницы?

(Ни одной, у кошек лапы)

Задача №16. Что это может быть: две головы, две руки и шесть ног, а в ходьбе только четыре?

(Всадник на коне)

Задача №17. Разделите число 1888 на две равные части, чтобы в каждой из них получили тысячу.

(1888)

Задача №18. На лесопильном заводе машина відпилює каждую минуту от бревна кусок длиной в одну десятую аршина. За сколько минут такая машина распилит бревно длиной в 1 аршин?

(9 минут)

Задача №19. Изобразите число 31 шестью тройками.

(3*3*3+3+3:3; 33-3+3:3; 33-(3+3):3)

Задача №20. Изобразите число 100 четырьмя одинаковыми цифрами.

(99+9:9)

Видео с логическими задачами: 

Логические задачи и занимательные задания по возрастным категориям