Придумать сказку

 

  1.  

Почему ребенку полезно научиться придумывать сказки самому

Среди предметов начального школьного курса решающая роль в обучении, воспитании и развитии личности играет родной язык. Ведь благодаря знанию языка ребенок может:

  • читать;
  • спрашивать и отвечать;
  • пересказывать услышанное и прочитанное;
  • дополнять содержание, выражать мысли устно и письменно.

От знания родного языка зависят успехи школьника в получении знаний по всем другим предметам, рост общего развития, расширение мировоззрения, повышение культуры общения и тому подобное. В методической литературе сказки принадлежат к группе произведений на основе воображения. Фантазируя, одухотворяя окружающий мир, ребенок познает, осознает объективную действительность собственного «Я». Поэтому фантазирование и составление сказок способствуют познанию окружающей действительности и развитию личности в целом, ведь мир сказочных героев детям близок и известен еще с детства

Сказка-жанр, в котором гениально переплетаются все типы речи (рассказ, описание, рассуждение) и его формы (диалог, монолог).

Воплощая в жизнь этот вид речевой деятельности, ощущается естественная потребность ребенка именно в таком творчестве. При этом целесообразно использовать сказку для формирования мировоззрения и личных качеств ребенка. При составлении сказок развивается внутреннее мышление, контекстная речь, что является более сложной формой по сравнению с ситуативным.

При составлении сказок учитель имеет неисчерпаемые возможности для реализации воспитательных целей. Интересно, что даже шестилетние дети понимают, что сказочные силы нереальные, однако наделяют своих героев сверхчеловеческой силой, предоставляют тем, кто попал в беду, современные средства помощи (корабли, вертолеты, лазеры и тому подобное). То есть, сочиняя сказки, дети отражают реальный мир, который их волнует. Благодаря этому формируется их мышление. А учителю сказки помогают учить и воспитывать детей.

Поскольку у детей разный уровень речевого развития и разные фантазии, учитель или родитель может управлять этим процессом. При необходимости он:

  • формулирует идею,
  • поддерживает творческий интерес школьника,
  • направляет ребенка в определенное русло,
  • подсказывает фразы вроде: «Однажды...", "Это случилось солнечным весенним утром...», «Жила-была речка. Звали ее Волга» и т.п.
  • подсказывает сюжет: 
    • Поговори: с росинкой, ветерком, березкой. Расскажи, что они тебе рассказали. Какие приключения с ними случились?
    • Или начало сказки «как-то белочка пригласила к себе в гости зайчика и бобра...»

Составление различных произведений по воображению, фантазирование способствуют развитию творческой, наблюдательной и инициативной личности. Сказка не только обогащает духовный мир ребенка (гуманное, эстетическое, патриотическое, образовательное воспитание), но и помогает правильно говорить. Ведь именно в сказке заложена могучая сила наставления, что действует на эмоциональную сферу не только ребенка-слушателя, а и ребенка-творца.

Как придумать сказку? Советы от Джанни Родари и идеи для сказок

Приемы, предложенные ниже, разработаны на основе книги «Грамматика фантазии» — своеобразной инструкции по использованию воображения. Эта книга полна философских, иронических мыслей и одновременно содержит немало практических советов.

  1. Случайно выберите два слова, не связанные между собой (например, первые слова на случайных страницах книги). Чем меньше связи между словами, тем интереснее! Например, жираф и стол. Чтобы связать их между собой и так дать начало истории, достаточно поставить между ними любой предлог и соответственно изменить словоформу: жираф со столом, стол жирафа, жираф на столе, жираф без стола. Почему? Как это произошло? Что из этого будет? Фантазируйте!

  2. Задайте вопрос "Что было бы, если бы..?» Играем с так же случайно взятыми существительным и глаголом (например, что было бы, если бы крокодилы летали, люди были стеклянными, динозавры питались бы конфетами?!). Играя в эту игру, меняйтесь ролями с ребенком: сперва один загадывает слова, а другой выдумывает историю, потом наоборот.

  3. Стоит лишь добавить к слову необычный префикс — и это станет толчком для создания причудливых образов и новых историй. Лучше всего для этого пригодятся современные приставки мега-, мини-, микро-, анти-, супер-... Полу-фотография, анти-компьютер, супер-фиалка и подобные слова вызывают вопрос: как это возникло, зачем, что случилось дальше? Отвечая на такие вопросы, вы с ребенком сочините собственную фантастическую историю-возможно, нелепую и смешную, но это именно то, что нужно!

  4. "Вопрос-ответ" - Замечательная игра! Каждый участник берет в руки лист бумаги. Ведущий задает короткий общий вопрос: "кто?». Каждый участник пишет на листе сверху кого - то, заворачивает край с надписью так, чтобы его не было видно, передавая лист соседу. Ведущий задает следующий вопрос: "где?». Каждый игрок пишет свой вариант, загибает край с надписью и передает соседу. Таким образом ведущий объявляет вопрос за вопросом: "Что сделал?» "Что сказал?» "Что ответили люди?» И так далее, пока лист не будет исписан. В конце концов листы разворачивают, ответы зачитывают вслух, как сплошные истории. Учтите, что каждый игрок не знал, что напишут другие, поэтому представьте, насколько неожиданные и смешные комбинации вы услышите!

  5. Предлагаем всем известную историю (например, сказку о Золушке), основную сюжетную линию оставляем, но меняем детали. Парень живет с отчимом, у которого двое своих сыновей, балованных и задиристых. Они отправляются на байкерский слет, а парень туда попасть не может, потому что ему не хватает денег на мотоцикл и соответствующую одежду. Но появляется ... кто? Игра не такая уж простая, потому что учит ребенка анализировать первичный текст сказки и находить ключевые части сюжета.

  6. "Начнем с конца" Когда любимая история заканчивается, многие дети интересуются, что было дальше? И не только детей: взрослые также придумывают продолжение книг (например, к книге «Унесенные ветром» были дописаны и изданы несколько продолжений). Это развлечение полезно, потому что также учит глубже анализировать историю, характеры персонажей, тренирует навыки прогнозирования последствий поступков.

  7. "Новые обстоятельства". Предложите ребенку перенести любимых героев из их тридевятого королевства в ваш город. Куда покатился бы Колобок да кого встретил бы? Что изменилось бы от переезда муми-троллей в мегаполис? 

  8. "Неожиданная встреча". Герои из разных сказок могут неожиданно встретиться - интересно, что из этого получится? Станут подругами Белоснежка и Алиса? Легче ли будет одолеть Кощея, сплотившись? Сталкивайте самых неожиданных персонажей из сказок разных стран и времен! На таком приеме построены сериал «как-то в сказке» (рассчитанный на более взрослую аудиторию), графический роман «Лига выдающихся джентльменов» и др.

  9. Предложите ребенку представить: что было бы, если в целом мире исчезли деньги? Или люди начали бы питаться только сладостями? Или исчезла бы вся бумага? Чтобы представить такое, ребенку понадобится проанализировать роль определенной вещи в жизни, что поможет лучше понять взаимосвязи в окружающем мире.

  10. Совет напоследок: не бойтесь прибегать к абсурду! Чем неожиданнее, смешнее будут выдуманные истории, тем лучше. Ведь именно это развивает наиболее востребованную в нынешнем мире способность — творческое мышление!