Экскурсии обучают лучше любой книги или даже рассказа очевидца. Только так можно все увидеть собственными глазами, прикоснуться и запомнить на всю жизнь!
Экскурсия обогащает учащихся знаниями о материальном производстве, людях труда, современных технологиях и технике производства.
Экскурсии различают:
-
по содержанию - производственные, биологические, исторические, краеведческие, искусствоведческие и другие;
-
по затрате времени - кратковременные и длительные;
-
по месту в учебно-воспитательном процессе - вводные (в начале изучения темы или раздела программного материала), промежуточные (в процессе изучения темы или раздела программного материала), итоговые (в конце изучения темы, раздела).
Экскурсии бывают тематические и комплексные. Тематические экскурсии проводятся в связи с изучением одной или нескольких взаимосвязанных тем одного учебного предмета. Комплексные экскурсии проводятся на основе взаимосвязанных тем нескольких учебных предметов.
Какую экскурсию выбрать?
Независимо от типа и структуры учебных экскурсий, их целью является наблюдение реальных процессов, использование теоретических знаний на практике. Вместе с тем цели экскурсии часто предопределяются ее типом. Например, целью вводной экскурсии будет усвоение опорных понятий, формирование образных представлений о практическом опыте, ознакомление с фактами, суть которых будет раскрыта, расширена и углублена на следующих уроках.
Начинать путешествовать можно уже в 1 классе. Но сначала следует начать с родного города. Дальше - ближайшие города. Во втором классе уже можно выезжали за пределы района и путешествовали по области. Такие экскурсии - это не только приобретенные новые знания. Это эмоции! Дети будут с нетерпением ждать каждого тура, обсуждать, готовиться, планировать вместе и мечтать вместе. И вместе наслаждаться!
Проведение экскурсии требует серьезной подготовки к ней как учителей, так и учеников. Вот почему важно обратиться к проверенным ведущим агентствам, имеющим большой опыт организации такого рода мероприятий. Мы можем порекомендовать оператора "Веселое путешествие", который вот уже более 20 лет успешно организует интересные экскурсии для школьников (подробнее).
Учителю, так же как экскурсоводам, нужно самому заблаговременно подготовиться и продумать, чтобы вся экскурсия была интересна для детей именно этого возраста. Чтобы она была полезной и не утомляла. Поэтому планируйте много обзорных прогулок, практических работ и различных мастер-классов. Дети с удовольствием будут делать пиццу или глиняные горшки. Интересным для детей младшего школьного возраста будет катание на лошадях, кормление животных. Не перегружайте детей посещением музеев, лучше организуйте экскурсию на завод или на шоколадную фабрику French Kiss - это одна из самых интересных экскурсий для детей.
Можно организовать экскурсию в кукольный театр и там после просмотра кукольного представления вам могут рассказать и показать, как изготавливаются куклы и декорации, дадут потрогать и поработать с настоящей куклой. Младшим школьникам, а особенно самым маленьким (1-2 класс) интересной будет экскурсия в полицию, к пожарным. Посидев в их машинах, прикоснувшись к доспехам, пообщавшись с людьми этих профессий, кто-то непременно определится с выбором профессии.
Как подготовиться?
Проведение экскурсии требует серьезной подготовки к ней как учителей, так и учеников. Процесс подготовки к экскурсии охватывает организационные, дидактические, психологические и воспитательные аспекты.
Учителю необходимо:
-
внимательно изучить объект экскурсии; вычленить проблемные вопросы, дать задание учащимся;
-
указать основные и дополнительные источники информации;
-
наметить маршрут экскурсии;
-
указать примерный перечень оборудования, необходимого для экскурсии, дату и место ее проведения;
-
напомнить правила безопасности, которые нужно соблюдать во время экскурсии;
-
распределить учащихся класса (классов) на подгруппы и дать им конкретные поручения (вести записи, фотографировать, измерять).
Неотъемлемой составляющей организации учебной экскурсии является инструктаж по ознакомлению учащихся с объектом наблюдения, разработка технологических карточек наблюдения, подготовка необходимых материалов для экскурсии, техники безопасности.
По возвращению с экскурсии
Обязательным компонентом учебной экскурсии является проверка достижений ее цели и результатов. Оформление результатов экскурсии может быть индивидуальным и групповым. С целью актуализации знаний и жизненного опыта учащихся, создания эмоционального фона дальнейших уроков целесообразно использовать собранный ими на экскурсии материал.
Дети с радостью делятся своими эмоциями и впечатлениями. Пусть ученики нарисуют рисунки, напишут произведения, ведь писать будет о чем! А еще будет море фотографий, из них можно создать фото - коллаж и повесить в классе. Эти фотографии дети будут неоднократно пересматривать, вспоминать и обсуждать, снова и снова переживать те волнующие, эмоциональные моменты.
Конечно, экскурсия - это большие хлопоты: все организовать и контролировать. Но дети ценят то, что для них делают. Общие эмоции сближают. Так что путешествуйте, потому что оно того стоит!