';

Вы здесь

Составить рассказ по картинкам

Предлагаем серию наглядных пособий, рекомендуемых для составления рассказов по картинкам. Они представляют подборку сюжетных картинок, которые можно использовать на занятиях с детьми 4, 5, 6, 7 лет на уроках развития речи в школах и детских садах. 

Составление рассказов по картинкам - это отличный способ развития речи у детей. Эти упражнения помогают развивать у детей логическое и абстрактное мышление, так как они должны установить порядок событий и описать, что изображено на картинке. Это также способствует расширению словарного запаса детей и улучшению качества и красоты их речи.

Если ребенок создал не очень информативный рассказ, взрослый может помочь, предложив самому составить более интересный рассказ на основе тех же картинок, чтобы показать ребенку, как можно делать это лучше. Важно обращать внимание на описания объектов и персонажей на картинке, чтобы помочь ребенку улучшить его речь и словарный запас.

Развитие связной речи является необходимым условием успешности обучения ребенка в детском саду, в школе, а также адаптации ребенка к социуму.

Важной составляющей обучения языку дошкольников является обучение их рассказу по серии сюжетных картин. Эта работа помогает повысить активность детей, совершенствует их речь, побуждает самостоятельно составлять рассказы.

Можно утверждать, что монологическая речь характеризует детей старшего дошкольного возраста. Оно достигает высокого уровня. Во время общения дошкольники могут дать короткий или развернутый ответ, который понятен окружающим. Старшие дошкольники способны активно участвовать в разговоре, предлагать уместные реплики, отвечать на чужие высказывания, формулировать вопросы.

В старшем дошкольном возрасте ребенок овладевает различными видами рассказов. Рассказ - самостоятельно развернутое изложение определенного содержания в любой литературно-речевой форме. Это более сложный по сравнению с пересказом вид связной речи, поскольку его содержание ребенок составляет самостоятельно. Рассказ по серии картинок является действенной разновидностью работы по развитию связной речи детей дошкольного возраста. Старший дошкольник охотно выражает собственные чувства, мысли, трактует свои поступки, закрепляет полученные знания как о себе, так и о мире вокруг него. Устная монологическая речь детей старшего дошкольного возраста обращена на конкретного собеседника. Его реакция позволяет ребенку редактировать свое сообщение-обходить известное, совершенствовать и формулировать новую или малоизвестную информацию.

Высказыванию старшего дошкольника присущи все этапы порождения монолога: начинается с мотива и общего замысла, который известен ребенку с самого начала в самых общих чертах, - проходит через стадию внутренней речи, опираясь на семантическую запись с его потенциальными связями (именно внутренняя речь является свидетельством возможности усвоения монолога) – стимулирует в дальнейшем формирование глубинно синтаксической структуры – разворачивает во внешнее связное говорение, материализующееся в поверхностно-синтаксической конструкции.

Процесс обучения дошкольников рассказу по серии картин необходимо начинать с трех лет. Детям этого возраста для сборки серии предлагают 2-3 картинки. С четырех лет объем серии возрастает до 4 - 5 картинок. Сюжеты изображений должны воспроизводить настоящий опыт детей.

В пятилетнем возрасте ребенку рекомендуют предлагать до 6-ти картинок из серии по типичным событиям для такого возраста (пикник в лесу или у реки, приобретение товаров в магазине). В этом же возрасте можно использовать серию картин на основе фантастических ситуаций (белочка собирает орешки, приглашает лесных друзей и угощает их ими). Детям пяти лет целесообразно использовать серии картинок из 6 - 8 кадров.

Подбирая серию сюжетных картинок, важно принимать во внимание их содержание. Он должен быть соответствующим жизненному опыту детей, в сюжетах есть четко очерченная систематичность, завершенность событий. К тому же они обязательно должны возбуждать интерес. Методично правильный подбор и лучшая последовательность расположения сюжетных картинок помогает программировать четкую логику изложения мыслей.

Пример составления рассказа по сюжетным карточкам "Кошка с котятами"

Посмотрите на кошку. Опишите ее внешний вид. Какая она? (большая, пушистая). Посмотрите на котят. Что можно сказать о них? Какие они? (маленькие, тоже пушистые). Чем отличаются котята друг от друга? Что у них разное? (один рыжий котенок, второй - черный, третий - пестрый). Правильно, они отличаются окраской шерсти. А чем они отличаются? Посмотрите, что делает каждый котенок (один играет с клубком, второй спит, третий хлепчет молоко). Чем похожи все котята? (все маленькие). Котята очень разные. Давайте дадим клички кошке и котятам, чтобы по ним можно было догадаться, какой котенок по характеру.

Котенок: (называет кличку) играет. Как еще можно сказать о нем? (резвится, прыгает, катает клубок). Котенок: (называет кличку) спит. Как еще можно сказать? (спит, закрыл глаза, отдыхает). А котенок по прозвищу: хлепчее молоко. Как по-другому можно сказать? (пьет, лижет, наедается).

Послушайте план, который поможет вам составить повествование.

  • Кто изображен на картине? Где происходит действие?
  • Кто бы мог оставить корзину с клубками? И что здесь произошло?
  • Что может случиться, когда вернется хозяйка?
  • Постарайтесь в рассказе использовать слова и выражения, которые вы использовали при рассматривании картины.

Скачать сюжетные карточки с картинками для составления рассказов