Важнейшей задачей математического образования является вооружение учащихся общими приемами мышления, пространственного воображения, развитие способности понимать смысл поставленной задачи, умение логично рассуждать, усвоить навыки алгоритмического мышления.
С целью адаптации выпускников начальной школы к обучению в 5 классе предлагаются следующие пропедевтические упражнения и задачи. Подобранные задания рекомендуются для выполнения учениками во II семестре 4 класса как на уроках, так и во внеурочное время. Представленные задачи способствуют развитию логического мышления, воспитанию воли, трудолюбию, упорству в достижении целей.
Решение нестандартных логических задач поможет привить интерес ребенка к изучению «классической» математики. Во время решения задач дети используют логические операции и на их основе строят умозаключения. Это способствует начальным приемам логического мышления (анализ, сравнение, синтез, абстрагирование и др.).
Упражнения для устного счета:
1.
24*4-58:2-5*12+98:49
100:2+13*2-94:47-11*6
2.
4*25-52:2-27*1+74:37
95:5+44*2-69:23-2*25
3.
12*5-84:6+2*17-100:25
29*3-64:4-3*18+76:19
4.
15*7-87:3-2*19+48:16
20*6-98:7-4*15+38:19
5.
3*17-75:5+19*2-85:17
2*28-57:3+16*5-72:4
6.
5*18-65:5-27*2+78:13
7*14+72:6-18*4-90:15
7.
19*4-96:8-3*14+20:10
1789-91:7-3*20+92:24
8.
18*2-24:12*3-8*2
15*4-10*1-99:11
9.
10*10-48:2-5*4+12*8
5*10+34*3-56:2+60*3
10.
27*2+35:7-5*10+72:3
57:3+40*3-72:9+100:10
Нумерация много цифровых чисел
1. Прочитай числа.
А) 237 582;
Б) 1 000 000;
В) 347 544;
Г) 500 272.
2. Сколько трехзначных чисел можно написать с помощью цифр 1, 3, 6 если в записи чисел цифры не повторяются.
3. Запиши в виде суммы разрядных слагаемых.
А) 307;
Б) 14375;
В) 130 621;
Г) 327 625.
4. Запиши римскими цифрами числа.
А) 1, 3, 5.
Б) 2, 4, 10.
5. Вдоль дороги посадили 20 кленов. Если считать их слева направо, то самый высокий клен занимает 15 место. Каким будет порядковый номер этого клена, если деревья считать справа налево?
6. Найди закономерность и запиши следующие числа:
А) 2; 4; 6; 8; …;
Б) 1; 3; 5; 7; …
7. Запиши число, в котором:
А) 5 тысяч 3 сотни 4 десятка и 1 единица;
Б) 2 единицы 7 десятков 9 сотен 7 тысяч.
8. Запиши цифрами числа:
А) 5 миллионов;
Б) 7 миллионов.
9. Какие числа предшествуют числам:
101; 1572; 7000?
10. Запиши "соседей" каждого числа:
300, 3000, 30000, 52099, 4660, 700, 900, 90000, 61009, 1270.
11. Реши уравнения.
А) 974 + х = 1610
Б) 2341 + (в + 749) = 3091
12. Реши уравнения.
А) х + 798 = 3627
Б) (374 + х) + 8405 = 8985
13. Реши уравнения.
А) х – 689 = 301
Б) (у + 383) – 479 = 332
14. Реши уравнения.
А) 23004 – у = 10596
Б) 128 - (в + 29) = 79
15. Реши уравнения.
А) 1794 + х = 13201
Б) (73-z) + 46 = 81
16. Реши уравнения.
А) k-2867 = 5684
Б) 9 k-54 = 162
17. Реши уравнения.
А) 304-х = 89
Б) 192 – 3у = 54 – 48
18. Реши уравнения.
А) 5 * 12х = 120
Б) (25 + 8) * х = 132
19. Реши уравнения.
А) 15: х = 5
Б) 45: (х + 2) = 15
20. Реши уравнения.
А) х: 7 = 21
Б) (х + 4): 8 = 41
Единицы измерения величин
1. Вырази в миллиметрах.
2 см; 8 см; 80 см; 5 м; 9 м.
4 см 3 мм; 9 м 020 мм; 6 см 8 мм; 4 дм 1 см.
2. Вырази в сантиметрах.
3 м; 1 м; 5 м; ½ м; 2/5 м; 4/5 м; 3 м 07 см; 8м 10 см.
3. Вырази в дециметрах.
5030 см; 270 см; 890 см; 5 м; 9 м; 6 м 2 дм; 3 м 3дм;
6 м 5 дм.
4. Вырази в метрах.
536 см; 360 см; 758 см; 95310 см; 609400 см;
7122 см; 4 км 002 см; 1 км 020 м; 8 км 040 м;
7 км 050 м; 6 км 030м; 2 км 400 м.
5. Вырази в граммах.
30 кг; 254 кг; 840 кг; 90 кг.
1 кг 050 г; 10 кг 001г.
½ Кг; ¼ кг; 1/5 кг.
6. Вырази в килограммах.
62 т; 25 т; 7 т; 6 т; 10 т
340 ц; 97 ц; 15 ц; 37 ц; 190 ц.
½ Т; 1/4 т; 3/4 т; 1/8 т
½ Ц; ¾ ц; 1/5 ц; 2/5 ц
7. Вырази в центнерах.
53 ц; 742 ц; 65 т; 7 т
½ Т; 1/5 т; 3/5 т; 4/5 т
7282 кг; 8000 кг; 900000 кг; 5263 кг
50 т 5 ц; 200 т 4 ц; 17 т 2 ц; 19 т 5 ц
8. Выражения в тонах.
605 ц; 103 ц; 5603 ц.
30 060 кг; 50 250 кг; 109 109 кг
9. Запиши:
-
в секундах: 5 мин; 7 мин 12с; 15 мин; 1 мин 20с
-
в минутах: 5 ч; 300 с; 2 ч; 180 с
-
в часах: 3 суток; 120 мин, 7 сут; 2 суток.
10. Найди 1/5 от 1 м;
½ От 1 м;
1/10 от 1 км;
1/5 от 1ц;
½ От 1 т;
1/10 от 1 кг
Задачи на движение
1. Автомобиль ехал 3 ч со скоростью 60 км/час. Обратный путь он преодолел за 4 часа. С какой скоростью он ехал на обратном пути?
2. Поезд проехал 480 км со скоростью 60 км/час. Какой путь он пройдет за то же время, если будет двигаться со скоростью 70 км/ч?
3. От города А до города Б - 832 км. За сколько часов пролетит это расстояние почтовый самолет, если за четверть часа будет пролетать 52 км?
4. От первого города до второго 37 км, а от второго до третьего 83 км. За какое время можно проехать мотоциклом расстояние между первым и третьим городами, проезжая каждый час по 40 км?
5. За 6 часов самолет пролетел 1800 км, а автобус за 4 ч проехал 200 км. Во сколько раз скорость самолета больше скорости автобуса?
6. Расстояние между двумя пунктами 400 м. Мальчик пробежал это расстояние туда и обратно за 4 мин. С какой скоростью бежал мальчик?
7. Расстояние между двумя селами 24 км. Всадник проехал это расстояние туда и обратно за 4 ч. С какой скоростью ехал всадник?
8. Расстояние между двумя пристанями 160 км Половину этого расстояния моторная лодка прошла за 2 ч. С какой скоростью плыла лодка?
9. Расстояние между пунктами А и В 320 км. Четвертую часть этого расстояния искусственный спутник Земли преодолел за 10 с. С какой скоростью летел спутник?
10. Пешеход был в пути 4 ч, а лыжник за 3 часа. Кто из них преодолел большее расстояние и на сколько километров больше, если пешеход шел со скоростью 5 км/ч, а лыжник – 12 км/ч?
11. Первый автобус был в пути 5 ч, а второй 3 ч. Автобус проехал большее расстояние и на сколько километров больше, если скорость первого автобуса 50 км/ч, а второго – 60 км/ч?
12. По течению моторная лодка проплыла 72 км за 4 часа. Это же расстояние против течения лодка проплыла за 6 ч. На сколько скорость движения по течению больше скорости движения его против течения?
13. По течению катер прошел 180 км за 6 ч. Против течения его скорость была на 12 км/ч меньше, чем по течению. Сколько километров прошел катер против течения за 3 часа?
14. По асфальту машина ехала 4 ч со скоростью 65 км/ч и по грунтовой дороге 2 ч со скоростью 40 км/час. Какое расстояние проехала машина за все время?
15. Мотороллер проехал 70 км по асфальту за 2 ч, а 40 км по грунтовой дороге – за 2 часа. На сколько скорость мотороллера по грунтовой дороге меньше его скорости по асфальту?
16. Какое расстояние проедет автомашина за 5 ч, если будет ехать со скоростью 70 км/ч?
17. Какое расстояние преодолеет мотоциклист за 3 ч, если будет ехать со скоростью 55 км/ч?
18. Какое расстояние преодолеет реактивный самолет за 2 ч, если будет лететь со скоростью 1200 км/ч?
19. Расстояние между двумя городами 75 км. Треть этого расстояния электропоезд проехал за 25 мин. С какой скоростью шел электропоезд?
20. Автомобиль двигался в 6 раз быстрее лошади и за 6 ч проехал 360 км. Сколько километров пробежал конь за 6 ч?
Задачи на сообразительность
1. Сумма трех номеров домов, которые стоят на одной стороне улицы, равна 117. Определить номера домов.
Ответ. 37; 39; 41.
2. Две сестры нашли вместе 82 гриба. Когда меньшая потеряла 6 грибов, старшая дала ей 12 грибов, у них стало грибов поровну. Сколько грибов нашла каждая из сестер?
Ответ. Меньшая – 32 гриба, старшая-50 грибов.
3. Написать все двузначные числа, у которых сумма числа десятков и единиц равна 4.
Ответ. 40; 31; 22; 13.
4. Написать все двузначные числа, в которых число десятков в три раза больше числа единиц.
Ответ. 31; 62; 93.
6. На дороге стоит знак: «На участке 2 км скорость не больше 40 км/час. Водитель проехал этот путь за 3 мин. Проверь, не нарушил ли он правил дорожного движения?
Ответ. Нет. 2 км : 40 км/ч = ½ ч = 3 мин.
7. Отцу 32 года, одному из его сыновей 8 лет, а второму – 6 лет. Через сколько лет возраст отца будет равен сумме лет обоих его сыновей?
Ответ. Через 18 лет. Отцу 50 лет, а сыновьям 24 и 26 лет соответственно).
8. Тройка лошадей по 1 ч пробежала 15 км. Сколько километров пробежал каждый конь?
Ответ. 15 км
9. Можно 30 орехов разложить на 5 кучек, чтобы число орехов в каждой кучке было нечетное?
Ответ. Нет.
10. Андрей сказал: «У меня 10 марок, а у тебя сколько, Сережа?
Сергей ответил: У меня столько же марок, сколько у тебя, да еще половина всех моих марок.
Сколько марок у Сергея?
Ответ. 20.
11. Спортсмены на параде выстроились в ряды по 6 человек. А потом их перемешали, поставили по 4 мужчины в ряд. Сколько было спортсменов. Если их меньше 90, но больше 80?
12. Экскурсантов можно посадить в лодки по 6 человек в каждую, или по 4 человека. В том и другом случаях свободных мест в лодках не осталось. Сколько было экскурсантов, если их больше 40, но меньше 50?
Ответ. 48 человек.
13. В гостиницу завезли 108 кроватей и 72 шкафа, которые поровну разместили по комнатам. Сколько комнат в отеле, если их больше 30?
Ответ. 36.
14. 72 бутерброда и 48 пирожных поровну раздали ученикам на завтрак. Сколько учеников завтракали, если известно, что их более 20?
Ответ. 24.
15. Школьники посадили 54 куста роз, 81 куст астр и 135 кустов георгин таким образом, что на каждой клумбе было поровну цветов каждого вида и наибольшее количество из возможных. Сколько цветов каждого вида было высажено на каждую клумбу и сколько клумб посадили школьники?
Ответ. 27 клумб, по 2 куста роз, по 3 куста астр и по 5 кустов георгин.
16. Из 156 желтых, 234 белых и 390 красных роз скомпоновали букеты. Сколько букетов было скомпоновано, если в каждом букете было наибольшее количество роз каждого цвета и во всех букетах роз каждого цвета было поровну?
Ответ. 78 букетов (розы – по 2 желтых, по 3 белых, по 5 красных).
17. На одной чаше весов лежит кирпич, а на другой – половина такого же кирпича и две гири: 1 кг и 500 г. Весы уравновешены. Найти массу кирпича.
Ответ. 3 кг.
18. Когда пешеход прошел половину пути и еще 4 км, то ему осталось пройти еще четвертую часть всего пути. Чему равен весь путь?
Ответ. 16 км
19. Как, имея два сосуда на 9 л и 4 л, принести из реки 6 л воды?
20. Записать число 100 пятью тройками.
Ответ. 33*3 +3:3 = 100
Интересные задачи:
1. У вас есть 700 руб. Вы пошли на рынок купить продукты. Вы купили: 2 кг свинины по цене 45 руб , 5 кг помидоров по цене 9 руб, 3 кг свежего творога цене 30 руб за 1 кг, 6 кг гречки цене 22 руб за 1 кг, 3 кг макарон цене 28 руб за 1 кг и вам нужно купить еще 17 кг сахара цене 13 руб за 1 кг. Хватит ли вам средств на покупку сахара?
2. Денис за месяц получил карманных денег на сумму 612 руб. Треть этих денег ему дал папа, половину всей суммы дала бабушка, остальные деньги-дала мама. Какую сумму дала мама?
3. Доход Лизы составляет 467 руб, ее сестры Лены - 395 руб больше. Папа получил в 20 раз больше от Лизы, мама получила в 6 раз больше Аленки, пенсия бабушки в 5 раз меньше дохода папы. Посчитайте общий доход семьи.
4. У Кирилла есть 342 руб, папа дал ему еще треть его средств. Сколько конструкторов «Лего» по цене 42 руб может купить Кирилл и останутся ли у него деньги после покупки ?
5. У Тани есть депозит в банке. За 1 месяц доходы на ее счету выросли на 168 руб, что составляет шестую часть ее начальных средств. Какую сумму Таня положила на депозит?
Подборка сборников с задачами
-
Нестандартные задачи на уроках математике 4 класс (Г.Г. Левитас)
-
Истомина Н.Б. Учимся решать задачи. Тетрадь по математике. 4 класс