Опытный учитель знает, что задания для детей и их сложность должны коррелировать с действительным уровнем знаний и навыков — «быть немножечко на вырост». А слишком сложные задачи, к которым ребенок даже не знает как подступиться, фрустрируют и подрывают его самооценку.
Какие задачи выбрать: простые или сложные?
Если много раз пробовать и ничего не удается, это может вызвать явление выученной беспомощности - человек вообще прекращает попытки поиска решения. Чтобы выйти из такого кризиса, необходимо вернуться на несколько уровней назад к задачам, которые ученик еще решал и помнит, что это удавалось. Начать с самого простого и двигаться маленькими шагами. Если же задачи, встающие перед учеником, слишком просты, исчезает мотивация их решать — это просто скучно. Задача всегда должна содержать в себе небольшой вызов, необходимость выйти за пределы известного, что-то исследовать и изобрести. Именно поэтому задачи, где нужно просто подставить цифры в известную схему и вычислить результат, не могут быть развивающими. Они тренируют только один навык — способность воспроизвести последовательность действий по алгоритму. Но в современном мире это умение очень распространено: запустить стиральную машинку, проехать в транспорте с пересадкой, двигаться по уровням в любимой компьютерной игре.
Подставьте или перепишите
Задания на последовательное воспроизведение действий - не слишком актуальны среди современных детей. Даже аккуратное списывание текста или работа с каллиграфическими прописями - большая проблема, чем добавление цифр в формулу. Такая работа содержит эстетическую составляющую и вызов для мелкой моторики — выложить композицию текста на листе. Хотя, если для ученика списывание текста является развивающей задачей, то для его учительницы такой задачей могла бы быть игра джойстиком в PlayStation. Там также задействована мелкая моторика, но совсем иная.
Разные дисциплины - разные задачи
Попробуем проследить развивающие задачи в разных дисциплинах.
Математика
Учитывая развитие математических способностей ни подстановка цифр, ни счет – не являются развивающими задачами. В современном мире даже не нужно учить математику, чтобы подсчитать остальное. Для этого есть штрихкоды, автоматизированная касса и оплата картой. Развивать нужно не выполнение операций, а умение видеть закономерности, аналогии, суть явлений.
В статье Пола Локхарда "Плач математика" выделены следующие требования: ставить задачи на пространственное воображение, абстрагирование, способность давать оценку, вычленять главное, улавливать суть. В частности, можно попробовать решать задачи без цифр. Такой подход позволяет обезопасить детей от соблазна бездумно делать произвольные операции с числами и пытаться угадать, что от них ожидают.
Например: утром в корзине были яблоки. В течение дня все дети съели яблок поровну, а остальные яблоки порезали в компот. Сколько было яблок утром?
Ответ: чтобы узнать количество яблок, вам нужно спросить о количестве яблок, которые съел каждый ребенок. А потом умножить их на количество детей и добавить те яблоки, что порезали в компот.
Привычка к приблизительной оценке результата помогает в решении не только жизненных задач, но и оценки правдоподобности любых расчетов.
Естественные науки
В естественных науках очень важными являются задачи на наблюдение действительности, поиск аналогий, способность делать обобщения.
Гуманитарные науки
Эти науки чрезвычайно развивают способность сопереживать либо персонажу литературного произведения, либо исторической фигуре. И обычно дают толчок воображению, фантазии, импровизации и способности отойти от привычного канона. Они помогают перенести себя в другие обстоятельства или представить кого-то из прошлого в настоящем. Поэтому очень важно подбирать литературные произведения к изучению так, чтобы личный опыт и эмоциональная зрелость были соразмерны им.
Как сформировать задания для детей:
Основные правила
Синхронизировать интеллектуальное познание с запросами учащихся. Не откладывать на потом то, что заинтересовало уже. Но в то же время и не опережать своими ответами их вопросы. В школе же часто бывает наоборот. Ребенок спрашивает: "Что такое ток?", а ему на это отвечают: «будешь учить в седьмом классе — узнаешь». Вместо того чтобы исследовать этот вопрос на том уровне, который доступен сейчас. Или наоборот — записывать тему занятия и определения понятий, с которыми жизнь никак не сводила до сих пор. Не менее важно не опережать эмоционального созревания. Это вызывает разные переживания - от отвращения к цинизму, но отнюдь не сострадание. Попробуйте с семилетними поговорить о поцелуях, услышите только "Бееее! Фуууу!", но уже в 14 лет разговор получается совсем другим.
Именно поэтому в школьные годы немало классических произведений по литературе не воспринимаются. Дети еще не достигли необходимого уровня эмоциональной зрелости. Большинство произведений рассчитаны на более старший возраст. Но поскольку нет никаких гарантий того, что кто-то будет читать классику после школы, учебные программы стараются охватить невозможное и этим только дискредитируют саму идею чтения.
Кроме академических задач есть не менее важные задачи личностного развития. Необходимо создать условия, в которых человек может научиться:
- принимать решения;
- приобретать опыт из ошибок и не бояться их;
- ставить перед собой измеримые цели;
- определять критерии их достижения;
- научиться сосредотачиваться;
- не прекращать попыток и искать различные варианты поведения;
- научиться слышать новые идеи, а не только подтверждение собственных мыслей;
- связывать новые знания с предыдущим опытом;
- выстраивать целостную картину мира.
Психологические задачи каждого возраста также важны. В младшей школе необходимо научиться принимать правила пространства, уметь поладить со сверстниками, чувствовать границы — свои и других людей. В средней школе уже значительно больше заданий на сотрудничество, ощущение своей роли в проекте, личную ответственность. В старшей школе уже актуальны задачи контролирования эмоций, начало автономии и самостоятельности, задачи на самоопределение. Самой большой проблемой для учителя при формировании заданий, которые будут развивать учеников, является необходимость самому быть готовым справиться с этими задачами. К тому же не только с академическими, но и с личностными. Поэтому настоящий учитель никогда не выходит из роли ученика и часто ставит развивающие задачи в первую очередь самому себе.