Задание 1.
Рекомендуемые вопросы:
1. Как тебя зовут?
2. Сколько тебе лет?
3. Как зовут твоих родителей?
4. Как называется город (поселок), в котором ты живешь?
5. Каких домашних животных ты знаешь? Каких диких животных?
6. В какое время года на деревьях появляются листья?
7. Что остается на земле после дождя?
8. Чем отличается день и ночь?
Пример онлайн теста для дошкольника "Овощи и фрукты"
Задание 2.
Отношение к школе.
1. Хочешь ли ты идти в школу?
2. Как ты думаешь, что хорошего, интересного будет в школе?
3. Как по-твоему, лучше учиться - дома с мамой или в школе с учительницей?
Оценка результата.
Задания 1:
По результатам беседы после каждого вопроса ставится знак «+», «-».
Знак " + " ставится при следующих ответах:
- вопрос 1-4: правильный ответ (в том числе и уменьшаемые имена);
- вопрос 5: названо не менее двух домашних и двух диких и не названы дикие животные, вместо домашних - и наоборот;
- вопрос 6: весной, когда зима кончилась и т.д.;
- вопрос 7: лужи, грязь, мокрота, вода, слякоть....;
- вопрос 8: днем свет, солнце, а ночью луна, ночью все спят.
Задания 2:
Знак " + " ставится при таких ответах:
- вопрос1: положительный ответ;
- вопрос 2: указывается на занятия, получение знаний, то есть ответы, в которых называются только «игры с ребятами» и «перерыв», отмечается, что в школе не надо спать днем и другие оцениваются знаком «+»;
- Вопрос 3: преимущества школьного обучения перед домашним.
Итоговый уровень: ориентировка в окружающем, запас знаний определяется на основе подсчета числа «+» по вопросам 1-8: «высокий»- 7-8 плюсов; «средний»-5-6, «низкий»- меньше 4.
Задание 3. Оценки эмоционального отношения к предстоящему процессу обучения в школе.
Тест "Веселый - грустный".
Источник: (Чуб Н.В. Комплексные тесты готовности ребенка к школе. - Х.: изд. группа “Основа”, 2007. – стр.54).
Материалы: 6 рисунков, на которых изображены дети в различных ситуациях, связанных со школой и учебой.
Инструкция: “Рассмотри эти рисунки, на них изображены дети - школьники, но у них нет лиц, вместо них – пустые кружочки. Опиши, каким, по твоему мнению, должно быть выражение лица ребенка в каждой ситуации – веселым или грустным – и объясни почему”.
Мальчикам целесообразно есть предложить карточки с изображением девочек, а девочкам - с изображением мальчиков.
Обычно дети охотно отвечают на вопросы, но если ребенок говорит : “Не знаю", в этом случае задайте ему дополнительные вопросы: "Как ты считаешь, что здесь вообще происходит? Кто нарисован на картинке?” др.
Примеры картинок:
Оценка результатов.
Эмоционально неблагополучными, тревожными считаются ответы примерно такого содержания:
-
У мальчика, смотрящего из окна, очень грустное лицо, потому что он плохо учится и его наказали.
-
Мальчика вызвали в школу отвечать урок, а он не подготовился, не знает, что говорить, поэтому у него грустное лицо.
-
У этого мальчика грустное лицо, потому что учительница поставила ему неудовлетворительную оценку.
-
Мальчика ругают за плохое поведение, поэтому он такой грустный.
-
Мальчик выполняет домашнее задание, но задано очень много, он боится, что не успеет все сделать, поэтому он очень грустный.
-
Мальчик грустный, он опоздал в школу, теперь его будут ругать.
Ответы, в которых описывается веселый или серьезный ребенок, свидетельствуют о том, что малыш настроен позитивно, ад оценивается как эмоционально благополучные.
Если ребенок дает 5 – 6 “тревожных” ответов, это свидетельствует о том, что он "болезненно" относится к будущей школьной жизни, для него этот этап в жизни связан
с сильными эмоциональными переживаниями, и их нужно “сглаживать”.
Задание 4. Определение особенностей нервной системы.
Теппинг - тест.
Источник: (Чуб Н.в. Комплексные тесты готовности ребенка к школе. - Х.: изд. группа “Основа”, 2007. – стр.40).
Материалы: карандаш, лист бумаги с нарисованными в два ряда шесть одинаковых и пронумерованных квадратов размером примерно 2см на 2см, часы с секундной
стрелкой.
Инструкция: "Сейчас ты будешь ставить точечки в каждом квадратике. По моей команде ты будешь переходить к следующему квадрату. Старайся поставить можно больше точек в каждом квадрате”. Верхний ряд квадратиков заполняется правой рукой, нижний ряд – левой, начиная с четвертого квадратика, затем – пятый и шестой. Перед началом тестирования объясните ребенку, в какие и последовательности и какой рукой он должен работать.
На работу в каждом квадратике тратится пять секунд. Потом ребенок работает со следующим, и таким образом – до шестого.
Оценка результатов.
Подсчитайте среднее количество точек в каждом квадрате. Для этого составьте количество точек во всех квадратах и разделите на шесть.
-
1 – 16 точек - ребенок является достаточно медленным, все задания он будет выполнять медленно. Торопить его нет смысла. Лучше поработать над автоматизмом движений, за счет этого может повыситься скорость работы.
-
16 – 20 точек – ребенок способен работать в нормальном, среднем темпе. На уроке он, скорее всего, будет успевать выполнять заданный объем работы.
-
20 и более точек – “скоростной” малыш, у которого все просто “горит в руках”.
Целесообразно обратить внимание на качество работы. По количеству точек в каждом квадрате можно определить выносливость ребенка.
Если в первых квадратах точек больше, а к последним их количество уменьшается (анализировать нужно каждую руку отдельно) , можно сделать вывод о скорой утомляемость ребенка.
Пример работы теппинг - теста онлайн
Задание 5. Изучение развития точности движений.
Тест "Дорожки"
(Тесты для детей. Готов ли ваш ребенок к школе? / Авт. упор. М.Н.Ильина, Л.Г.Парамонова. К.: Школа, 2003. – стр.163).
Материал: карандаш, лист бумаги с рисунками дорожек.
Инструкция: “Посмотри на рисунок, на нем изображены три машинки, которые едут по своим дорожкам к домикам. Дорожки разные и тебе надо соединить линией машину с домиками, не съезжая с дорожки”.
Оценка результатов.
Уровень выполнения задания можно считать высоким, если выходы за пределы дорожки отсутствуют, а карандаш отрывался от бумаги не более трех раз.
Уровень выполнения задания средний, если ребенок допустил одного - трех выходов за пределы дорожки, линия является достаточно четкой и уверенной, а карандаш отрывался от бумаги не более пяти раз.
Уровень исполнения низкий, если ребенок допускает более трех выходов за границы дорожки, рисует неровную, дрожащую, очень слабую, почти незаметную линию или делает это наоборот с очень сильным нажимом.
Задание 6. Оценка умения действовать по правилу.
Тест “Да и нет”
Инструкция: “Сейчас мы будем играть в игру, в которой нельзя произносить слова “да” и “нет”. Повтори, пожалуйста, какие слова нельзя будет произносить (ребенок повторяет их). Теперь будь внимательным, я буду задавать тебе вопросы, отвечая на которые, нельзя произносить
слова “да” и “нет”. Понятно?" (Ребенок подтверждает, что ему все ясно).
Когда вы убедитесь в том, что ребенку понятны правила игры, ставьте ему вопрос:
1. Ты хочешь идти в школу?
2. Ты любишь, когда тебе читают книги?
3. Ты любишь смотреть мультфильмы?
4. Ты хочешь остаться еще на год в детском саду?
5. Ты любишь гулять?
6. Ты любишь играть?
7. Ты хочешь учиться?
8. Ты любишь болеть?
Оценка результатов.
Оценивание проводится путем подсчета баллов, начисляемых за ошибки, под которыми понимаются только слова “да” и “нет”. Употребление детьми просторечной лексики (слова “ага” и т.п.) не рассматриваются как ошибка. Каждая ошибка оценивается 1 балом.
В группу с относительно высоким развитием произвольности относятся дети, получившие не больше одного балла. При этом берется лучший результат из двух попыток. Вторая попытка дается ребенку, если в первый раз он потерпел неудачу в игре. Перед второй попыткой проводится дополнительная беседа об условиях игры.
Хороший результат для ребенка 6-7 лет, если он сделает не более двух ошибок.
Задание 7. Проверка уровня развития слуховой памяти.
Тест Д. Венгера "10 слов".
Источник (Чуб Н.в. комплексные тесты готовности ребенка к школе. - Х.: изд. группа “Основа”, 2007. – стр.66).
Инструкция: "Сейчас я прочту тебе 10 слов. Они все тебе знакомы. Слушай внимательно и запоминай их. А потом повторишь то, что запомнил. Слова можешь повторять в любом порядке. Старайся запомнить как можно больше слов”. Слова должны быть простыми и короткими (одно - или двусложные), несвязанные между собой по смыслу.
Это может быть такой ряд: кот, лес, дым, игла, мост, брат, конь, окно, стул.
У Вас всегда должен быть запасной ряд слов на тот случай, если тестирование придется повторить через определенный промежуток времени. Для этого вы можете использовать следующие слова:
стол, каша, мел, рука, слон, парк, калитка, окно, бак, щенок.
Медленно прочитайте ребенку слова и попросите его повторить то, что он запомнил.
Перед вторым и третьим повторением слов скажите: "Я снова прочту тебе те же сами слова, а ты вновь повторишь их. Ты должен сказать все слова, которые запомнил. Не важно, называл ты их во время первого повторения или нет”.
Затем прочитайте эти же слова во второй раз, а ребенок должен снова повторить все, что запомнил. Процедура повторяется до тех пор, пока ребенок не запомнит все 10 слов (но не более пяти раз). Перед пятым повторением скажите: "Сейчас я назову слова в последний раз, а ты старайся запомнить как можно больше слов”.
Кроме инструкции вы не должны больше ничего говорить, можете лишь подбодрить ребенка.
Оценка результатов.
- Высокий уровень развития слуховой памяти-ребенок с первого раза запоминает 4 – 5 слов, а все десять слов через 3 – 5 повторов.
- Низкий уровень развития слуховой памяти – ребенок даже после 6 – 7 повторов не может запомнить и воспроизвести все слова. Это может свидетельствовать о слабой нервной системе или о минимальных мозговых дисфункциях. Обычно у таких детей есть проблемы и со вниманием.
Задание 8. Исследование логического мышления.
Тест “Свободная классификация”
Материал: набор картинок, содержащих различные группы: одежду, посуду, игрушки, мебель, домашние и дикие животные, еда и тому подобное.
Инструкция: "Посмотри внимательная на картинки, что я тебе принесла. Я их перемешаю, а ты попробуй разделить на группы так, чтобы каждую группу можно было предоставлять одним словом”.
Оценка результатов
-
Высокий уровень выполнения задания: ребенок разложил карточки правильно по группам, сумел объяснить, почему и назвать эти группы (“домашние животные”, “одежда”, “еда”, "овощи" и т.п
-
Средний уровень-ребенок почти все карточки разложил правильно по группам, но не смогл дать объяснений.
-
Низкий уровень-ребенок ошибся в формировании групп и не дал объяснений
Примеры тестов:
Онлайн тест классификации предметов
Онлай тест раздели предметы на группы
9. Тесты на мышление и речь
1. Понимание грамматической конструкции.
Проверяющий произносит предложение: "Петр пошел в кино после того, как дочитал книгу".
Предложение нужно произносить медленно и четко. Желательно повторить его дважды, чтобы быть уверенным, что ребенок хорошо его услышал.
Затем проверяющий задает вопрос: "Что Петр делал раньше: читал книгу или смотрел кино?»
2. Понимание словесных поручений.
На столе нелепо разбросаны карандаши. Проверяющий говорит ребенку: "Собери карандаши, сложи их в коробку и положи на полку». После выполнения задания проверяющий спрашивает: "Где теперь лежат карандаши? Откуда ты их взял?» Если ребенок не может правильно выполнить задание, оно упрощается. Проверяющий говорит: «Возьми карандаши и положи их в ящик». Затем предлагаются те же самые вопросы.
3. Изменение существительных по количеству.
Проверяющий говорит ребенку: «Я назову тебе словом один предмет, а ты измени слово так, чтобы получилось много предметов. Например, я скажу «карандаш», а ты должен ответить «карандаши». Далее проверяющий называет 11 существительных в единственном числе:
Книга, ручка, лампа, стол, окно, город, стул, ухо, брат, флаг, ребенок;
Если изменяя слово "книга" (первое из названных слов), ребенок обнаруживает недостаточно четкое понимание инструкции (соответствует «книжки», «много книг» и т п.), стоит снова дать образец правильного ответа: «книга - книги».
4. Рассказ по картинкам.
Перед ребенком беспорядочно разбросаны четыре картинки, на которых изображена хорошо известная ему последовательность событий. (Например, на одной картинке мальчик просыпается, на другой умывается, на третьей-завтракает, на четвертой идет в школу). Проверяющий просит ребенка разложить картинки в нужном порядке и объяснить, почему он положила так, а не иначе.
Оценка результатов.
Выполнение каждого из заданий оценивается знаками «+» или «-».
-
В задании 1 знаком «+» отмечается правильный ответ на вопрос, знаком "- "неправильный ответ (знак + - не используется).
-
В задании 2 знаком " + " отмечается правильное выполнение полной инструкции и правильный ответ на оба вопроса, знаком «+, -» промежуточное решение, знаком «-» невыполнение ни полной, ни упрощенной конструкции.
-
В задании 3 знак «+» ставится в том случае, когда ребенком не допущено более двух ошибок. Ошибки могут быть разными: перестановка ударения, искаженные формы множества (город-городы, ребенок - ребенки). Знак «-», ставится тогда, когда ребенок допустил 7 и более ошибок. Промежуточные результаты (3-6 ошибок) замечаются знаком «+,-».
-
В задании 4 знаком «+» отмечается правильное расположение картинок и правильное описание порядка событий. Не считается ошибкой изменение последовательности картинок, если она обоснована ребенком (например, вместо последовательности «просыпается-умывается-завтракает, идет в школу» дана последовательность «приходит со школы-умывается-ужинает-ложится спать»). Знак «+,-» ставится тогда, когда ребенок логично выстраивает последовательность картинок, но не может ее обосновать. Знак «-», когда последовательность картинок случайна.
Итоговый уровень развития мышления и речи оценивается как «высокий»,- если выполнение всех четырех заданий оценено знаком +. На промежуточных уровнях оценивается как «средний»
10. Тест для детей на образные представления
Ребенку предлагаются следующие задания:
1.Собирание разрезанных картинок.
Ребенку предлагается сложить картинку из частей
1). Проверяющий говорит: «Видишь, картинка сломалась. Почини ее». Если ребенок не справляется с этой задачей, то ей предлагают упрощенный вариант .В обоих случаях не надо называть изображенные предметы.
Онлайн тест "Собери картинку" - 1 вариант (посложнее):
Онлайн тест "Собери картинку" - 2 вариант (попроще):
11. Рисование человека.
Ребенку предлагают нарисовать человека – мужчину, самого лучшего, который у него получится. Если ребенок говорит, что не умеет рисовать, его надо подбодрить, объяснить, что в этом возрасте все дети не очень хорошо рисуют, но все равно каждый рисунок по своему интересен. При яром отказе можно спросить "Что есть у человека?" И после ответа "Голова" - предложить нарисовать голову – и так далее все перечисленные части тела. В конце
обязательно спросить: "Ты нарисовал все, что нужно?".
Оценка результатов:
Каждое из заданий оценивается знаком « + » или « +-». Сбор разрезанной картинки оценивается знаком «+» в том случае, когда ребенком составлена первая картинка. Если она составлена неправильно, а вторая ( то есть например пазл из меньшего количества кусочков или с более легкой картинкой)- правильно, то ставится знак «+-». Если обе картинки собраны неправильно, то ставится знак «-».
При оценке нарисованного человека учитывается:
- Наличие основных частей: головы(1), ног(2), глаз(3), рта(4), носа(5), туловища(6), рук (7).
- Наличие второстепенных деталей: пальцев (1), шеи (2), волос (3) или шапки, обуви (4), одежды(5).
- Способ изображения рук, ног, одной чертой(низкий), двумя черточками, так, что выдана толщина конечностей (высокий).
Рисунок оценивается знаком «+», если в наличии все семь основных частей и не менее трех второстепенных деталей, руки ноги имеют толщину. Рисунок оценивается знаком «-», если изображено пять или меньше основных частей независимо от наличия дополнительных деталей и от способа изображения рук, ног. В промежуточных вариантах рисунок оценивается как «высокий», если выполнение обеих задач обозначено знаком «+», как «низкий», если выполнение обеих задач обозначено знаком «-», а другой «+,-». В промежуточных вариантах итоговый уровень оценивается как «средний».
12. Тест "Анализ образца"
На столе перед ребенком выкладывается из спичек фигурка человека так, чтобы образец не соответствовал детскому стандартному варианту. Сначала проверяющий спрашивает: "что это?». Если ребенок сам не говорит, что это человек, то ему сообщают это. Если же он считает, что вышел самолет, то возражать не обязательно. Далее проверяющий говорит: "Я хочу, чтобы ты сделал точно такого же. Запомнил? Теперь я его закрою, а ты рядом с этим листом сделай точно такого же человечка». Образец закрывают листом бумаги, ребенку дают спички и указывают место рядом с этим листом, где он
должен выполнить задание. Во время реализации этой методики внимание ребенка не следует обращать на любые особенности фигуры, говорится только - «внимательно посмотри». В большинстве случаев наблюдаются те или иные отклонения, например, спички выложенные головками к центру, ноги широко расставлены и т.п.
Когда ребенок закончил работу, то проверяющий говорит: «Молодец, хорошо, но давай посмотрим. У тебя точно так же, как у меня, или нет?"- и открывается образец, ребенок может сказать, что все так же, или частично исправить конструкцию, например, перевернуть спички, но не сдвинуть ноги – или наоборот. В таком случае экспериментатор дает ребенку дополнительные вопросы, организуя его действия по анализу образца: «Что есть у
человека? – Голова. Посмотри, у тебя так же?» и т. д. То есть проверяющий, не называя частей образца, побуждает ребенка последовательно их осмотреть. Если ребенок и теперь не замечает никаких разногласий, тогда задается прямая подсказка: "что у моего человека на ногах? –
Тапки"» После этого проверяющий молчит, а ребенок как правило, исправляет свою фигуру. Детям, сразу же построившим фигуру, которая точно соответствует образцу, можно дополнительно предложить более сложную конструкцию:
Воспроизвести почти без ошибок ребенку удается не совсем, поскольку он асимметричен, и эта асимметрия не имеет функционального объяснения. Однако взрослый настаивает на том, чтобы все было сделано как в образце. Дальнейшая процедура эксперимента такая же, как в
основной задаче.
Оценка результатов.
При высоком уровне готовности к школе ребенок способен самостоятельно найти отклонения и внести коррективы. Не обязательно, чтобы фигура сразу же точно ответила образцу: вполне допустимы указанные выше отклонения, которые часто встречаются. Показателем среднего уровня готовности является умение исправить свою фигурку по помощью взрослого, который фиксирует внимание ребенка на определенных частях или даже особенностях образца, например гласит:»посмотри, что у него на ногах".
Не готовый к школе ребенок даже при максимальной помощи не исправляет ошибки в своей конструкции. Например, после ответа на вопрос «Что у человека на ногах», ребенок ничего не меняет в расположении спичек, а когда его спрашивают, одинаково ли стоят фигурки, "у твоего человечка ноги широко расставлены, а у моего сдвинуты вместе», он отвечает, что одинаково. Иногда такие дети исправляют то, что исправлять необязательно,
например, поправляют спичку, которая лежит не очень аккуратно. При любых результатах выполнение второго задания уровень готовности считается неплохим, если в первом задании ребенок все сделал правильно.
Тест 13. Большие движения.
При низком уровне развития больших движений (то есть рук, ног, всего тела) у школьников часто возникают трудности на занятиях по физкультуре, а также в общении со сверстниками (от невозможности полноценно участвовать в подвижных играх). Поэтому развитие больших движений –
один из важных показателей подготовлены к школе. Их оценка происходит на основе наблюдений за ходом ребенка (чтобы наблюдать за ним, можно попросить его принести какую-либо вещь, лежащую в другом конце комнаты), а также по тому, как он бросает мяч взрослому, ловит мяч, который ей бросил взрослый.
Оценка результатов.
Показателями низкого уровня больших движений служат:
- шатающаяся, неровная походка;
- наличие большого количества лишних движений, сопровождающих основное движение и мешающих его выполнению;
- нарушение координации движений, приводящее к невозможности поймать и удержать мяч, бросить его взрослому.
Развитие больших движений оценивается как "недостаточное" только в том случае, когда какие-либо из указанных нарушений ярко выражены, заметно отличают ребенка от большинства его сверстников (развитие больших движений сильно зависит от местных условий: от того, насколько много дети двигаются, какие подвижные игры в них распространены и т.п.). В противном случае развитие больших движений характеризуются как "достаточное".