Нормы по технике чтения в 3 классе:
Обязательный уровень:
1 четверть-65 слов
2 четверть-70 слов
3 четверть-75 слов
4 четверть-80 слов
Возможный уровень:
1 четверть-75 слов
2 четверть-80 слов
3 четверть-85 слов
4 четверть-90 слов
Тексты для проверки техники чтения на начало учебного года (после 2 класса)
Волшебные краски
В ночь под Новый год Дед Мороз подарил одному очень доброму мальчику краски.
- Только это, мой друг, простые краски. Но они могут стать волшебными, если ты этого очень захочешь.
Добрый мальчик достал кисть и принялся рисовать.
Прошло много лет. Мальчик стал настоящим художником.
Люди смотрели на его картины, радовались и восхищались.
- Какие чудесные картины. Какие волшебные краски! - говорили они, хотя краски были самые обыкновенные. Просто к ним прикоснулись руки трудолюбивого, настойчивого человека.
(72 слова.)
(по Е. Пермяку.)
1. Что подарил Дед Мороз доброму мальчику? Что он сказал при этом?
2. Как рисовал мальчик? Кем он стал?
3. Почему краски оказались волшебными?
4. Что помогло мальчику стать настоящим художником?
***
На лесной поляне - кучки рыхлой земли. Будто маленькие грядки. Но кто же здесь копает землю?
Вдруг впереди трава зашевелилась. Я замер. А там земля стала подниматься холмиком.
Показались две широкие лапки с когтями, мокрый нос.
Ну конечно, это крот. Выглянул на белый свет. Опять в глубину нырнул.
А на поляне осталась свежая кучка земли. Как маленькая грядка. Летят с деревьев семена, упадут на вспаханную землю. И вырастет здесь березка или сосенка. (71 слово.)
(по Э.Шиму.)
1. Озаглавьте рассказ.
2. Какой из заголовков больше подходит к данному рассказу: «Ай да крот!», «Неутомимый крот», «Труженик»?
3. Что появилось на поляне?
4. Как выглядел крот?
5. На что похожи кучки рыхлой земли?
6. Какую пользу приносит крот?
Беспризорная кошка
(Отрывок)
Я жил на берегу моря и ловил рыбу. У меня была лодка, сетка и разные удочки. Перед домом стояла будка, и на цепи огромный пёс.
Мохнатый, весь в чёрных пятнах – Рябка. Он стерёг дом. Кормил я его рыбой. Я работал с мальчиком, и кругом на три версты никого не было. Рябка так привык, что мы с ним разговаривали, и очень простое понимал. Спросишь его:
«Рябка, где Володя?» Рябка хвостом завиляет и повернёт морду, куда Володя ушёл.
Сказка в лесу
Великий сказочник Андерсен гулял по лесу. На поляне он увидел много грибов.
Вечером он вернулся на поляну. Под каждый гриб он спрятал конфету или ленточку. Под одним восковой цветок, под другим наперсток. Здесь - пряник, там - яблоко.
Утром сказочник привел на поляну дочку лесника. Ей было семь лет. Под каждым грибком она находила подарок. Не было только пряника. Его, наверное, унесла ворона.
Глаза девочки горели восторгом. А сказочник сказал ей, что эти подарки спрятали гномы. (78 слов.)
(ПО К. Паустовскому.)
1. Кого привел в лес сказочник Андерсен?
2. Сколько лет было девочке?
3. Что находила девочка на поляне?
4. Как сказано про радость девочки?
5. Чему поверила малютка?
6. Где вы читали о добрых человечках-гномах?
7.Что писал для детей Андерсен?
Пушок
(Отрывок)
В доме у нас был ёжик, он был ручной. Когда его гладили, он прижимал к спине колючки и делался совсем мягким. За это мы прозвали его Пушок. Если Пушок был голоден, он гонялся за мной, как собака. При этом ёж пыхтел, фыркал и кусал меня за ноги, требуя еды.
Летом я брал Пушка с собой гулять в сад. Он бегал по дорожкам, ловил лягушат, жуков, улиток и с аппетитом их съедал. Когда наступила зима, я перестал брать Пушка на прогулки, держал его дома. Кормили мы теперь Пушка молоком, супом, мочёным хлебом. Наестся, бывало, ёжик, заберётся за печку, свернётся клубочком и спит. А вечером вылезет и начнёт по комнатам бегать. Всю ночь бегает, лапками топает…
Гостиница для зерен
Зерно хранят в элеваторах. Подъезжаешь ты к станции и видишь высокое здание без окон. Высота здания этажей на двадцать, стены без углов. Это гостиница для зерен.
Приедет этот гость в автомашине. Его взвесят и поднимут на лифте в закрома. Здесь его почистят через огромные сита.
Сырое зерно обсушат. Горячий воздух в сушилке обдует каждое зернышко и удалит лишнюю влагу.
Чистое и сухое зерно сыплют в башни. В элеваторе зерно может храниться годами.
(75 слов.)
(по П.Елизаветину.)
1. Для чего нужен элеватор?
2. Почему элеватор назвали в статье гостиницей для зерен?
3. Как ухаживают за дорогим гостем - хлебом - в этой гостинице?
4. Опишите внешний вид элеватора.
Услужливый
Устал Лось бродить по лесу и захотел отдохнуть. Прилёг на поляну и попросил Зайца:
- Разбуди меня через полчасика!
Засуетился Заяц: ведь сам Лось попросил его.
- Спи – спи! Разбужу! – пообещал он.
Лось потянулся и закрыл глаза.
- Может, тебе сена подстелить? – предложил Заяц.
Притащил стог сена и давай его Лосю под бока пихать.
- Спасибо, не надо! – сквозь сон сказал Лось.
- Может, тебе перед сном напиться принести? Я мигом сбегаю!
- Да нет, не надо… я спать хочу…
- Спи – спи! Хочешь, я тебе сказку на ухо расскажу?
Вскочил Лось на ноги и, зевая, поплёлся прочь.
- Куда же ты? – удивился Заяц. – Ведь ещё и двадцати минут не прошло!
Тексты для проверки техники чтения за 1 полугодие 3 класса
Какие бывают дупла?
Каждое дупло в лесу - загадка. Умелый следопыт по следам разгадает дупляного жителя. Бывают дупла-ночлежки. В них проводят ночь белки, дятлы.
Сыч днюет в дупле, а ночью летит на охоту.
Бывают дупла-кладовые. В них белка прячет орехи. Куница положит про запас лесную мышь.
Бывают дупла-спальни. Всю зиму спит в дупле летучая мышь.
Она проводит зимнюю спячку вниз головой. Всю зиму ничего не ест и не пьет.
Сколько дупел, столько загадок. (74 слова.)
(по Н.Сладкову)
1. Почему дупло названо загадкой?
2. Как можно узнать, кому и для чего служит дупло, которое ты найдешь?
3. Какие следы оставляет лесной житель в дупле или возле дерева?
4. Для кого дупла бывают ночлежками?
5. Почему про сыча сказано, что он «днюет» в дупле?
6. Чьи кладовые бывают в дупле?
7. Как зимует в дупле летучая мышь?
Лебедь
Лебедь по красоте и силе назван царем всей водяной птицы.
Белый, как снег, с гибкой и красивой шеей, он прекрасен, когда спокойно плывет между зеленых камышей.
Про силу лебедя рассказывают чудеса. Он ударом крыла может убить собаку, если она бросится на его детей.
Лебеди легко делаются ручными. Ручные лебеди летом плавают в пруду. Зимой их переводят в теплое место. Едят лебеди рыбу, хлеб, зерно.
Много песен сложил русский народ о лебедях. Их называют ласковыми словами: лебедушка, лебедка. (79 слов.)
(по С. Аксакову.)
1. Почему лебедя называют царем водяной птицы?
2. Когда лебедь может убить собаку?
3. Что вы узнали о ручных лебедях?
4. Опишите лебедя.
5. Почему запрещена охота на лебедей?
Лесной лакомка
Шли охотники через тайгу. Вдруг они услышали визг и ворчание. Охотники осторожно пошли на шум.
Молодой медведь возился у большой липы. В дупле был мед.
Но липа росла вплотную к скале. Просунуть лапу в дупло мешали камни.
Пчелы жалили воришку. Он тер морду лапами и кричал тоненьким голоском. Наконец медведь утомился и сел. Он долго смотрел на липу. Потом полез на ее вершину.
Медведь протиснулся между скалой и деревом. Он сильно надавил на дерево лапами. Липа затрещала и рухнула.
Теперь добыть мед было просто. Охотник выстрелил в воздух.
Мишка убежал. Охотники набрали ведро меду. Остался мед и для медведя. (79 слов.)
(по Вл.Арсеньеву.)
1. Кто назван лакомкой?
2. Почему медведь назван лакомкой?
3. Про кого, кроме медведя, рассказал нам писатель?
4. Что вы узнали о медведе?
5. Из чего видно, что медведь был сообразительный?
6. Как вы думаете, что сделал медведь, когда охотники ушли?
В стране доброго волшебника
Идёт человек по серебряно-зимнему лесу. Кругом сугробы, на деревьях тяжёлые снеговые шапки. Но ёлки стоят прямо, сильные еловые лапы держат снег. А берёзки
«прекрасно белые» согнулись дугой под тяжестью снега, пригнувшись головой в сугроб. Да так низко стоят, что не пройти, только заяц может пробежать под ними.
Но человек этот знает «одно волшебное средство», чтобы помочь березкам. Он нашёл увесистую палку, ударил по заснеженным ветвям, снег с вершины свалился, берёзка распрямилась и стоит, подняв голову, наравне со всем лесом. Так идёт этот человек и освобождает одно дерево за другим. Это ходит по лесу со своей волшебной палкой писатель Михаил Михайлович Пришвин.
Теплинка
Пошли мы с Витей однажды в лес. Были у нас с собой соль, яички и хлеб. На опушке набрали рыжиков.
На лесной лужайке мы вырыли ямку. Туда положили яйца и засыпали землей.
На этом месте развели теплинку. Так у нас зовется маленький костер.
Рыжики мы надевали на прутики и посыпали солью. Грибки шипели на огне и быстро пеклись.
Погасили мы теплинку. А яички под ней упеклись на славу. Ох и вкусен же был наш обед! (76 слов.)
(по В.Солохину.)
1. Что называют «теплинкой»?
2. Какие припасы были у мальчиков?
3. Как ребята развели теплинку?
4. Как они испекли яички?
5. Как они жарили грибы?
6. Что сделали мальчики, когда теплинка стала им не нужна?
7. Каков получился обед в лесу?
Антарктида
Антарктида лежит на крайнем юге. Огромная шапка льда толщиной более километра покрывает Антарктиду. Только кое-где среди льдов выступают черные и коричневые сопки, покрытые редкими пятнами мхов.
Беден животный мир Антарктиды. Лучше всех смогли приспособиться к суровому климату пингвины. Они населяют берега антарктических морей. В прибрежных водах плавают киты, кашалоты, дельфины.
Много тайн хранит Антарктида. Уже сейчас ученые нанесли на карту огромные горные цепи. В Антарктиде много ценных минералов. Но все это скрыто подо льдом.
Ученые всего мира исследуют этот край. (80 слов.)
(Из журнала «Мурзилка».)
1. Где лежит Антарктида?
2. Почему беден животный мир этого края?
3. Как чувствуют себя в Антарктиде пингвины?
4. Кто еще обитает у ее берегов?
5. Какие тайны Антарктиды раскрыты учеными?
6. Объясните выражение «шапка льда». Как сказать иначе? (толща льда, слои льда.)
Убедительная просьба книги
Пожалуйста, не трогайте меня грязными руками. Мне будет стыдно, когда меня возьмут потом другие читатели. Не ставьте на меня локти, когда читаете. Не кладите раскрытой на стол лицом вниз. Ведь вам самим не понравилось бы, если бы с вами так обращались. Не вкладывайте также в меня карандаш. А то мой корешок разорвется. Лучше вложите в меня закладку, чтобы я смогла спокойно и удобно отдохнуть.
Помогите мне остаться чистой и свежей, а я помогу вам узнать очень много интересного. (78 слов.)
(по И.Лавринович.)
1. О чем просит книга своих читателей?
2. Как вы обращаетесь с книгами?
3. Почему нельзя вкладывать в книгу карандаш?
4. Объясните название текста. (Убедительная просьба - настоятельная, настойчивая.)
5. Что означает выражение «не кладите книгу раскрытой на стол лицом вниз»? О каком лице идет речь?
Чук и Гек
(Отрывок)
На следующий день было решено готовить к Новому году ёлку. Из чего- чего только не выдумывали они мастерить игрушки! …Из лоскутьев и ваты понашили зверьков, кукол. Вытянули у отца из ящика всю папиросную бумагу и навертели пышных цветов…Теперь дело было за ёлкой. Сторож стал на лыжи и ушёл в лес. Через полчаса он вернулся. Ладно. Пусть игрушки были не ахти какие нарядные… но зато такой ёлки в Москве, конечно, ни у кого не было. Это
была настоящая таёжная красавица – высокая, густая, прямая и с ветвями, которые расходились на концах, как звёздочки.
(По А. Гайдару)
Утренние лучи
Выплыло на небе красное солнышко и стало рассылать повсюду свои золотые лучи - будить землю.
Первый луч пролетел и попал на жаворонка. Тот встрепенулся, выпорхнул из гнездышка, поднялся высоко-высоко и запел свою серебряную песенку.
Второй луч попал на зайчика. Передернул ушами зайчик, весело запрыгал о росистому лугу. Побежал он добывать себе сочной травки на завтрак.
Третий луч попал в курятник. Петух захлопал крыльями и запел. Куры закудахтали, стали разгребать сор и червяков искать.
Четвертый луч попал в улей. Выползла пчелка, полетела собирать медок с душистых цветов. (86 слов.)
(по К. Ушинскому.)
1. Зачем стало рассылать солнышко свои лучи?
2. Кого разбудил первый луч?
З. Как встретил новый день зайчик?
4. Как проснулся курятник?
5. С чего начался день у трудолюбивой пчелки?
6. Как вы понимаете выражение «серебряная песенка», «сочная травка», «выплыло солнышко»?
***
Мама высыпала на тарелку печенье. Бабушка весело зазвенела чашками. Вова и Миша уселись за стол.
Они выгребли все печенье на стол и разложили его на две кучки. Бабушка подала чай. Кучки печенья быстро уменьшались.
- Рассыпчатые! Сладкие! - говорил Миша.
- Угу! - отзывался Вова. Мама и бабушка молчали. Когда все печенье было съедено, Вова глубоко вздохнул, похлопал себя по животу и вылез из-за стола. Миша доел последний кусочек и посмотрел на маму - она мешала ложечкой неначатый чай. Он посмотрел на бабушку - она жевала корочку хлеба. (82 слова.) (по В. Осеевой.)
1. Озаглавьте рассказ.
2. Как вели себя за столом Вова и Миша?
3. Можно ли сказать, что мальчики заботливые, внимательные? Почему?
4. Что вам не понравилось в поведении детей?
Липа
Ночью ветер повалил липу. Вчера еще люди отдыхали под тенью ее раскидистой кроны. Они с наслаждением вдыхали ее душистый медовый запах. А теперь многие проходили мимо, топтали листья, ломали сучья, не оказывали ей никакой помощи. И только один человек сказал:
- Ее можно спасти.
Ствол липы обвязали тряпками, обложили узкими досками. И длинный лубок готов. А в трех местах его густо обмотали проволокой.
Подняли липу. Обрезали лишние и слабые ветки. Ежедневно поливали водой. Она теперь стояла, как и прежде.
И опять под ее раскидистой кроной отдыхали люди. (86 слов.)
(по Б. Павлову.)
1. Что случилось с липой?
2. Кто пришел на помощь?
3. Что обозначает выражение «повалил липу»?
Сила слова
Однажды шёл путник по дороге и наткнулся на огромный камень. Наткнулся и закричал:
- Эй ты, камень, убирайся с дороги, ты мне мешаешь!
Но камень ни с места. Тогда путник начал его ругать. Долго ругал, а камень хоть бы пошевелился.
В это время к камню подъехал всадник.
Путник ему говорит:
- Видал? А ещё говорят, что сильнее слова ничего нет на свете. Я целую гору слов наговорил, а камень – ни туда ни сюда. Лежит и пройти не даёт!
Всадник слез с коня, обвязал камень верёвкой, и конь стащил камень с дороги.
- Вот это другое дело, - сказал путник.
- Э-э, нет, - ответил всадник. – слово всё-таки сильнее всего на свете. Ты мне сказал, что тебе камень мешает, я его и убрал. А когда ты слова на ветер бросал, у тебя ничего не получалось.
Тексты для проверки техники чтения за 2 полугодие 3 класса
Кто сажает лес?
За рекой росли одни елки. Но потом среди елок появились маленькие дубки. Откуда они здесь? Дубы отсюда далеко растут. Тяжелые желуди не могли с ветром прилететь. Их кто-то здесь сажает. А кто?
Однажды осенью шел я с охоты. Мимо меня низко пролетела сойка. Она что-то спрятала под трухлявый пень. И улетела.
Я подошел к пню. Между корнями в ямке лежат два желудя.
Сойка спрятала их на зиму.
Так вот откуда молодые дубки появились среди елок! Сойка спрячет желудь и забудет, где спрятала. Он и прорастает. (85 слов.)
(По Г. Снегиреву.)
1. Почему охотников заинтересовало появление дубков за рекой?
2. Что было необыкновенного в поведении сойки?
3. Кто же сажает дубки?
4. Объясните смысл выражения «росли одни елки» (Больше ничего не росло.)
Золотой луг
Мы жили в деревне, перед окном у нас был луг, весь золотой от множества цветущих одуванчиков. Это было очень красиво. Все говорили: «Очень красиво! Луг – золотой».
Однажды я рано встал удить рыбу и заметил, что луг был не золотой, а зелёный. Когда же я возвращался около полудня домой, луг был опять весь золотой. Тогда я пошёл, отыскал одуванчик, и оказалось, что он сжал свои лепестки, как всё равно если бы у нас пальцы со стороны ладони были жёлтые и, сжав в кулак, мы закрыли бы жёлтое.
Утром, когда солнце взошло, я видел, как одуванчики раскрывают свои ладони, и от этого луг становится опять
золотым.
С тех пор одуванчик стал для нас одним из самых интересных цветов, потому что спать одуванчики ложились вместе с нами, детьми, и вместе с нами вставали.
(М. Пришвин)
Помощник
Алеша слыхал, что есть люди с золотыми руками. А вот Алешины руки папа называл деревянными. Почему?
Алеша всем хотел помочь. Понес он поднос с чашками - полетели на пол осколки. Взялся мальчик сменить в люстре лампочку. Табуретка выскочила, и Алеша повис, как воздушный гимнаст.
Стал Алеша картину на стену вешать. Первый же удар молотка пришелся по стеклу.
Мама назвала Алешины руки каменными. Они бьют все, к чему прикасаются.
Но вот папа принес большой сверток. Там лежали стамеска, напильник, сверло, долото.
- Эти инструменты обязательно вылечат твои руки, - сказал отец. (87 слов.)
(По Н Елинсону.)
1. Про кого говорят, что у него золотые руки?
2. Как называли Алешины руки папа и мама?
3. Почему мама называла руки сына каменными?
4. Что же разбил Алеша?
5. Почему он не помогал, а только портил все, за что брался?
6. Что надо сделать, чтобы руки стали ловкими и умелыми?
Голос дождя
Сколько голосов у дождя? Он бил по стёклам, по жести подоконника, по деревянным перилам балкона, журчал в водосточной трубе. Я сидел один в полутёмной комнате. На коленях у меня белый кот. Он тоже боялся грозы. При каждой вспышке молнии мы вздрагивали. Кот жмурился и впивался когтями в мои ноги и руки.
Наконец дождь затих. Гроза миновала. За окном стало светлей. Восточная труба играла всё звонче и веселей отбой дождю, грому и молнии. Я столкнул кота и побежал к окну. По синим крышам соседнего дома скользнул солнечный луч. Над Днепром будто притворил кто-то могучий и добрый серую дверь. В небе вытянулась полоса такого яркого бирюзового цвета, что я не мог оторвать взгляд. Полоса всё ширилась и светлела.
(В. Бурлак)
Яшка
Попала я недавно в прекрасный парк. Деревья спали в снежном уборе. Часто попадались птичьи кормушки.
Под сосной стояли два мальчика. У одного в руках был мешочек с орехами. Я спросила, для кого столько орехов.
А мальчишка так важно мне в ответ:
- Тут у нас друг живет. Яшкой зовут.
Мальчик постучал по дереву. С вершины спрыгнула белочка.
Ласково поздоровались мальчики с Яшкой. Один из друзей насыпал орехов на ладонь. Белочка смело забрала гостинцы из его руки.
Потом взмахнула хвостиком в знак благодарности и прыгнула на дерево. (86 слов.)
(по Л.Савоненковой.)
1. Кого же звали Яшкой?
2. Как добились мальчики доверия белочки?
3. Чем подкармливали они своего друга?
4. Кого еще кормили в этом парке ребята?
Ящик с пионами
Бабушка праздновала свой юбилей. Мы решили подарить ей пионы. Мама срезала в цветнике крупные бутоны. Каждый цветок мы обернули бумагой.
Ехали мы поездом. Ночью я услышала шорох. Шорох шел от ящиков с пионами. Мыши грызут наши цветы!
Я разбудила маму. В ящике все шуршит. Мама хотела раскрыть ящик. Но пассажиры запретили выпускать мышей в купе.
Стыдно нам было дарить бабушке ящик с мышами. Но бабушка смело его открыла. О чудо! Вместо бутонов мы увидели огромные, душистые цветы.
Это живые бутоны ночью шуршали нашими бумажками. Вот тебе и мыши! (87 слов.)
(По Н. Павловой.)
1. Что стало с бутонами, пока люди ехали в теплом вагоне?
2. Почему шуршала бумага?
3. На что был похож шорох бумаги?
4. Как закончила писательница свой рассказ?
5. Объясните слово «юбилей».
6. Какой же подарок получила бабушка в день своего юбилея?
Кто живет в дупле?
Боря плыл в лодке. Над рекой нависла старая верба. Видит он: серая птица юркнула в дупло.
Причалил Боря к дереву. А из дупла голова гадюки. Шипит прямо в лицо мальчику. От испуга Боря упал в воду. Плавал он отлично и воды не испугался. А гадюка все шипит из дупла. Вдруг из темной дыры дупла вылетела большая птица. Она взмахнула крыльями и взлетела на ветку.
Тут подплыл дедушка. Он объяснил, что это вертишейка. Когда ей грозит беда, она вытягивает шею и шипит, как гадюка. (87 слов.)
(По И. Недоле.)
1. О какой птице рассказал автор?
2. Какое чудо испугало Борю?
3. Кого вертишейка испугалась на этот раз?
4. Почему птица успокоилась и вылетела из гнезда? (Боря был далеко от ее гнезда.)
Улетают журавли
В золотые, осенние дни собрались к отлету журавли. По кружили они над рекою, над родным болотом. Собрались в стройные косяки, потянулись В дальние теплые страны. Через леса, через поля, через шумные города высоко в небе летели журавли. В глухом лесу, на краю болота, остановились на отдых.
Еще до рассвета проснулись чуткие журавли. Чуть розовеет над ясными черными макушками ранняя зорька. Один за другим журавли поднимаются с болота.
Скоро взойдет над рекой и лесом солнце. Высоко поднимутся журавли. С ясного неба услышим их прощальные голоса.
До свидания, журавли! До радостной встречи весной! (90 слов.)
(ПО И. Соколову-Микитову.)
1. Как собирались журавли к отлету?
2. Где они остановились на отдых?
3. Когда птицы снова отправились в путь?
4. Подумайте, как можно озаглавить рассказ.
5. Почему в рассказе осенние дни названы «золотыми»?
6. Почему макушки деревьев кажутся черными?
Первый снег
Падает мягкий снег. Он сыплется крупными хлопьями, ложится на землю, на крыши домов, одевает в пушистые рукавицы ветви деревьев и кустов.
Если выйти в сумерки и снегопад за околицу - такая кругом тишина, кажется, все живое замерло, спит непробудным сном.
А наутро все бело кругом. Хорошо в такой тихий денек в лесу.
Вы идете по узкой лесной тропинке. С обеих сторон над ней нависают мохнатые белые ветви деревьев.
Где-то невдалеке стучит дятел, выколачивая из шишки крылатые семена, да попискивают, перелетая с дерева на дерево, хлопотливые синицы. (85 слов.)
(По Г. Скребицкому.)
1. Как падает на землю первый снег?
2. Каким становится лес после снегопада?
3. Почему синицы названы «хлопотливыми»?
4. Почему о ветвях деревьев сказано, что они мохнатые, о семенах - крылатые? Какая разница в значении этих слов?
5. Что значит «выколачивать семена»?
Ай да муравьи!
Муравейник стоял на самом видном месте, возле дороги к реке.
Мне нравилось наблюдать за муравьями. Я думал, что муравьи живут и трудятся спокойно. Но ... ошибся.
Летом рыбаки стали разрывать муравейник. Им нужны были муравьиные яйца на приманку. Муравьи снова собирали свой дом. И опять кто-то разрушал муравейник.
Однажды муравейник исчез. Смотрю по сторонам. Пусто.
Только чуть видны по земле дорожки. Взглядом слежу за ними. Неужели такое возможно?
Муравейник стоит теперь среди непролазного кустарника. Колючки защищают муравьев от злых обидчиков.
1. Чему порадовался писатель?
2. Кто разрыл муравейник?
3. Что же невозможное сделали муравьи, чтобы спасти свой дом от злых обидчиков?
4. Почему у рассказа такое заглавие?
5. Как по-другому можно похвалить муравьев?
Журавль
Радостно слышать весною крики журавлей в небе. Прилет журавлей обещает близкое тепло. Любит этих птиц наш народ. Много сказок и песен сложил он о журавлях.
Журавль очень высок на ногах. У него большие крылья и длинные перья. Клюв журавля крепкий и острый.
Гнездо журавль вьет прямо в ямке на поле. На сухую траву журавлиха кладет два крупных яйца. Молодых журавлят родители уводят в кусты или в камыши.
Раненый журавль бросается на спину и бьет собаку ногами и клювом. Один охотник потерял глаз, когда хотел схватить раненого журавля.
Теперь охота на журавлей в нашей стране запрещена. (95 слов.)
(По С. Аксакову.)
1. Почему запрещена охота на журавлей?
2. Каков внешний вид журавля?
3. Где гнездятся журавли?
4. Чем опасен ранний журавль?
Отважный пингвинёнок
Однажды я спускался к морю и увидал маленького пингвинёнка. У него ещё только выросли три пушинки на голове и коротенький хвостик.
Он смотрел, как взрослые пингвины купаются. Остальные птенцы стояли у нагретых солнцем камней.
Долго стоял на скале пингвинёнок: страшно ему было бросаться в море. Наконец он решился и подошёл к краю скалы.
Маленький голый пингвинёнок стоял на высоте трёхэтажного дома. Его сносил ветер. От страха пингвинёнок закрыл глаза и … бросился вниз. Вынырнул, закружился на одном месте, быстро вскарабкался на камни и удивлённо посмотрел на море.
Это был отважный пингвинёнок, он первый искупался в холодном зелёном море.
(Г. Снегирёв)