Рисование нетрадиционными техниками помогает привить любовь к изобразительному искусству и вызывает интерес к рисованию, желание рисовать еще больше. Нетрадиционные техники рисования вызывают у детей множество положительных эмоций, открывают возможности использовать хорошо знакомые им предметы в качестве художественных материалов.
Необычные техники рисования заинтересовывают детей, способствуют развитию творчества у всех, без исключения. Во время рисования нетрадиционными техниками дошкольники получают знания об изобразительно-выразительных возможностях материалов, овладевают техническими приемами работы с ними и последовательностью выполнения изобразительного процесса. У детей задействуются все возможные сенсомоторные рецепторы. Они учатся создавать красивые изображения, радоваться им, верить в свои силы, координировать действия глаза, руки, кисти. Благодаря нетрадиционным техникам детские рисунки становятся содержательнее, привлекательнее, выразительнее, эмоциональнее. Научившись выражать свои чувства на бумаге (и не только), дошкольники лучше понимают чувства других, учатся преодолевать застенчивость, страх перед рисованием, перед тем, что ничего не получится, проявляют свои наклонности, способности, дарования, воображение, фантазии. Важно, что каждый ребенок учится работать на своем уровне способностей. Детские работы, во время творческого процесса такого рисования, не зависимы от образца, как обычно – они не похожи друг на друга и удивляют других. Нетрадиционные техники рисования и художественное творчество помогают детям раскрыть свою личность, индивидуальность и неповторимость.
Рисование нетрадиционными техниками способствует решению следующих задач в дошкольном воспитании:
1. Обогащать опыт эстетического видения детьми окружающей действительности.
2. Осуществлять художественно - эстетическое воспитание детей на основе широкой интеграции, охватывая разные формы работы с детьми (занятия, самостоятельная художественная деятельность, праздники, развлечения, кружки).
3. Развивать у детей природные наклонности, способности, дарования.
4. Способствовать формированию у дошкольников эмоционально - оценочного отношения к творческим проявлениям.
5. Поощрять желание детей фантазировать и творить.
6. Проводить с детьми специальные занятия по изобразительному искусству с использованием нетрадиционных форм (экскурсии, игры - путешествия, занятия по интересам и тому подобное).
7. Осуществлять художественно - эстетическое воспитание дошкольников в сотрудничестве детского сада с семьей.
Проведение занятий с использованием нетрадиционных техник рисования требует от взрослого, прежде всего, собственного творческого
Чем можно рисовать?
Наряду с традиционными кистями для рисования, акварельными и гуашевыми красками, уместно использование таких материалов и предметов для свободной деятельности
-
штампы из овощей (картофель, свекла, морковь, болгарский перец, гриб шампиньон);
-
трафареты (картон, пластик, монеты, канцелярские скрепки);
-
ватные палочки, поролон, кисти разной жесткости;
-
опавшие листья разных деревьев разной формы и величины, перья;
-
зубная щетка, круглая щетка для мытья посуды;
-
обратная сторона карандаша, ватная палочка, соска;
-
пробковая пробка, резинка канцелярская, пенопласт;
-
каменная соль, манная крупа, пищевые красители;
-
клей ПВА, восковая свеча, нитки;
-
скомканная бумага, поролон, ткань, марля, косметический спонж;
-
желатин, крахмал, шампунь, мука, лимонная кислота, масло;
-
вода, молоко, пена для бритья;
-
водораспылитель, стекло, зип-пакет, пищевая пленка;
-
подошва обуви, строительная (пузырьковая) пленка;
-
губная помада, пластилин.
Рисование пальчиками
Пальцы в краске? Это не неосторожность, это – искусство! Ведь пальчиками тоже замечательно можно рисовать. Ребенок может наносить на лист точки, полоски, пятна разной формы и размера, а затем складывает из них предметы или сюжет. Конечно, гораздо интереснее нанести на каждый пальчик краску разного цвета (приятный бонус – благодаря этому можно не так часто вытирать руки!).
Пальчиковые краски
1. Изготовить краски: 250г муки + 2-3ст.л. соли + 1ст.л. масла + пищевые красители.
2. Разноцветные краски по одной ложке положить в зип-пакет и плотно закрыть.
3. Пакет положить на стол и зафиксировать по краям скотчем.
4. Пальчиком или ватной палочкой ребенок создает рисунок.
Материалы для работы:
-
розетки с краской;
-
бумага;
-
влажные салфетки
Последовательность рисования:
1. Опустить в краску пальчик.
2. Чтобы получить отпечаток «точка» палец поднести вертикально над листом, а если коснуться всей фалангой, то будем иметь «овал».
3. Пальцы вытереть салфеткой, затем смыть гуашь.
Чтобы получить разноцветное изображение, на один палец можно наносить 2 – 3 краски.
Рекомендации по использованию:
С помощью различных форм отпечатков можно создать интересные работы с декоративного рисования. Эту технику можно использовать во время рисования: дождя, снега; цветов, деревьев, птиц, рыб, животных;гроздей калины, винограда и др.
Возможно для облегчения задачи воспользоваться шаблонами для пальчикового рисования.
Рисование ладошкой, кулачком
Вам понадобится широкое блюдце с жидкой краской, плотная бумага и салфетки. Ребенок красит левую и правую руки в разные цвета, а затем делает отпечатки на бумаге в виде пятен, точек или же ладони. Самые молодые могут таким образом нарисовать природу (солнышко, трава, кусты, цветы) или фантастических животных (сказочная птица, дракон). А дети постарше могут создавать настоящие сюжетные картинки (например, зоопарк или лес).
Материалы для работы:
-
широкие мисочки с гуашью;
-
плотная бумага любого цвета;
-
салфетки
Последовательность выполнения:
1. Опустить в краску ладошку (или кулачок).
2. Сделать отпечаток на бумаге.
3. Вытереть руки салфеткой.
Рекомендации по использованию:
С помощью этой техники можно выполнить различные работы, изображая, в частности:
- бабочка;
- цветы;
- птицы и тому подобное.
Рисование с помощью оттиска пробкой, резинкой, пенопластом
1. В мисочку положите поролон, пропитанный краской.
2. На пробке (резинке, пенопласте) вырезать необходимый рисунок.
3. Нарисовать контур рисунка простым карандашом.
4. Пробку (резинку, пенопласт) прижать к поролону с краской и поставить оттиски на бумагу, постепенно заполняя весь рисунок.
Рекомендации по использованию:
Хорошо служит для создания рисунков на тему:
- лесные звери;
- воздушные шарики;
- гусеница.
Оттиск печатями из картофеля (и других овощей), поролона
Очень интересно и удобно рисовать с помощью штампа. Как штамп можно использовать готовые предметы с определенной поверхностью, так и сделанные из подручного материала.
1. Вырезать штампики из овощей (поролона)
2. С помощью их отпечатков сложить узоры, композиции или создать образ любого предмета.
Материалы для работы:
- миска, в которую вложена штемпельная подушечка из тонкого поролона (или другого штампа), пропитана гуашью;
- плотная бумага любого цвета и размера;
- печатки из картофеля (поролона).
Последовательность выполнения:
1. Прижать печать из картофеля (поролона) к штемпельной подушечки с краской.
2. Нанести оттиск на бумагу.
Рекомендации по использованию:
Предложенной техникой можно создать интересные работы по декоративному, сюжетному рисованию и сезонных пейзажей.
Рисование ватными палочками (пиктография, пуантилизм)
1. Простым карандашом нанести на лист бумаги контур рисунка. Или воспользоваться шаблонами для рисования ватными палочками
2. выбранными принадлежностями обмакнуть в гуашевую краску и промакивающими движениями заполнить рисунок.
Материалы для работы:
- мисочка с гуашью;
- плотная бумага;
- салфетки;
- карандаш;
- ватные палочки.
Последовательность выполнения:
1. Карандашом выполняем рисунок на бумаге.
2. С помощью ватных палочек заполняем точками контур рисунка. Каждую новую краску берем навою палочкой.
3. Заполняем Весь рисунок точками соответствующих цветов.
Рекомендации по использованию:
Эту технику можно применять, рисуя:
- дождик;
- снег;
- цыпленка;
- сказочную птицу;
- разноцветных рыбок.
Рисование - печатание опавшими листьями
1. Выбрать листья гербария различной формы и величины.
2. Одну сторону листа раскрасить и приложить, прижав, к листу бумаги.
3. Дорисовать необходимое кистью.
Материалы для работы:
- бумага;
- листья разных деревьев (желательно опавшие);
- гуашь;
- кисти.
Последовательность выполнения:
1. Разные по форме листочки деревьев покрыть красками разных цветов помощью кисти.
2. Приложить их к листу бумаги окрашенной стороной для получения отпечатков.
3. Стебли листьев можно дорисовать кистью. Прожилки следует провести с помощью тоненькой кисти, слегка смоченной чистой водой.
Рекомендации по использованию:
Этот способ используют для передачи формы деревьев, кустов, цветов, а также можно создавать птиц, животных.
Рисование с помощью отпечатков мыльных пузырей
Позволяет развить фантазию, творческий подход к изображению, смелость.
Материалы для работы:
- плотная бумага;
- мисочка с 3 столовыми ложками воды, 1 столовой ложкой гуаши и 3 капли моющего средства для посуды;
- трубочка (для напитков).
Последовательность выполнения 1 вариант:
1. Трубочку опустить в смесь и подуть.
2. Когда пузырьки поднимутся на 2 см выше посуды, на них надо положить лист бумаги.
Образуется отпечаток. Можно образовать несколько отпечатков на одном листе.
Последовательность выполнения 2 вариант:
1. Краски смешать с мыльным раствором.
2. создать кисточкой узоры и формы (при рисовании образуются мыльные пузыри, которые и создают фактуру красочных мазков).
Рекомендации по использованию:
Данную технику можно попробовать для рисования:
- гусеницы;
- деревьев в разное время года;
- Фантастических животных.
Рисование - печать тканью
Печать тканью используется для изображения различных фактур.
Материалы для работы:
- краски (гуашевые, акврельні);
- бумага;
- ткани;
- кружево.
Последовательность выполнения:
1. Небольшой кусочек ткани окунуть в раствор краски или аккуратно нанести краску кистью.
2. Если ткань погружали в раствор краски, обязательно отжимая ее, удалить лишнюю жидкость.
3. Окрашенную ткань осторожно положить на чистый лист бумаги. Чтобы не испачкать руки, сверху на ткань положить еще один лист бумаги и прижать рукой.
Рекомендации по использованию:
Самой интересной выглядит печать с помощью вафельных полотенец, марли, ткани с вышивкой, кружева.
Рисование целлофаном
Чаще всего такая печать применяется для создания фона.
Материалы для работы:
- гуашевые краски;
- целлофан;
- бумага.
Последовательность выполнения:
1. Расправить целлофан на твердой поверхности, после чего на его поверхность кистью нанести краску.
2. Сверху положить бумагу, на которой необходимо получить изображение.
Рекомендации по использованию:
Полученный фон можно дополнить любым изображением. Например, может служить для создания пейзажа в разное время года.
Рисование - печать краем картона
С помощью такой техники можно получать обычные линии. Толщина полученных линий будет зависеть от толщины картона.
Материалы для работы:
- полоска картона;
- гуашевая краска;
- лист бумаги;
- губка.
Последовательность выполнения:
1. Край картонной полоски прижать к губке с краской.
2. Печатать на бумаге фигуру, которую задумали. Когда делатете оттиск, картон держите обеими руками.
Рекомендации по использованию:
Используя печатание краем картона можно нарисовать:
- дома;
- заборчик;
- ракету;
- мебель.
Рисование зубной щеткой
Эта техника рисования пробуждает фантазию, развивает творчество, дает возможность отойти от традиционных способов изображения, сохраняя при этом реалистичность художественного образа
Материалы для работы:
- зубная щетка;
- сосуд для краски;
- гуашь;
- плотная бумага;
- салфетка
Последовательность выполнения:
1. Опустить зубную щетку в воду,затем набрать на нее краски.
2. Сделать рисунок.
Рисовать можно кончиком щетки и всей ее поверхностью.
Рекомендации по использованию:
С помощью этой техники можно изобразить:
- семейство ежей;
- мишку;
- букет хризантем.
Тампонирование
Материалы для работы:
- тампоны, сделанные из поролона или смятый кусочек бумаги;
- гуашь;
- бумага.
Последовательность выполнения:
1. Поролон или смятая бумага смачивается в краске
2. Наносим отпечатки на бумагу.
Во время рисования тампоном не надо смачивать его водой. Краска, которую набираем на тампон, должна быть очень жидкой. Перед рисованием следует сделать несколько пробных отпечатков на дополнительном листе бумаги для получения «рыхлого» следа.
Рекомендации по использованию:
Эту технику можно применять, рисуя:
- кроны деревьев;
- реку, небо, траву, снег;
- пушистых животных.
Рисование сухой кистью
Материалы для работы:
- бумага (можно тонированная);
- кисть (из щетины).
Последовательность выполнения:
1. На кончик кисти набираем немного туши или гуаши.
2. Лишнюю тушь или гуашь можно обтереть о дополнительный лист.
3. Применяя различные способы нанесения торцом кисти краски или туши на лист, изображаем шерсть животных, перья птиц, траву, крону деревьев,
и тому подобное.
4. Затем дорисовываем различные детали, характерные для образа, который изображаем.
Рекомендации по использованию:
Технику «сухая кисть» можно использовать во время рисования:
- птиц, растений, животных;
- натюрмортов, пейзажей.
СМЕШАННЫЕ ТЕХНИКИ НЕТРАДИЦИОННОГО РИСОВАНИЯ
Монотипия
Оригинальная техника монотипия (от греч. «моно» – один и «typos» – отпечаток) предполагает создание изображения с помощью уникального отпечатка. Это очень простой в исполнении прием, который при этом эффективно развивает фантазию и воображение. Смысл заключается в том, что сначала лист складывается пополам (должна быть четкая линия разграничения), а затем на одной из сторон можно начинать рисовать. Но изображение должно быть пока что «половинчатым» (например, половина дерева, цветка или бабочки), а затем лист нужно сложить, крепко прижав половинки друг к другу. И вот готов полноценный рисунок! Отпечаток изображения можно оставить таким, как есть, а можно дорисовать детали.
Материалы для работы:
- бумага;
- краски;
- кисти.
Последовательность выполнения:
1. Лист бумаги складываем пополам, проглаживаем линию сгиба.
2. На линию сгиба наносим несколько ляпок разного цвета.
3. Лист снова складываем, прогладжуємо рукой, чтобы кляксы растеклись.
4. Развернув, получаем неожиданные изображения, в которых можно узнать знакомый образ и дорисовать необходимые детали, чтобы он стал
выразительнее.
Или на одной половине листа нарисовать рисунок или нанести краской яркие пятна и прижать другой половиной листа – получим два одинаковых изображения.
Рекомендации по использованию:
С помощью этого способа можно рисовать рисунки на тему:
- «В стране двойников»
- "Город на реке» и тому подобное.
Акватипия
Метод водяной печати. Импровизация на тему свободного пятна.
Материалы для работы:
- кусок целлофана;
- дощечка для лепки;
- краски разного цвета;
- бумага.
Последовательность выполнения:
1. Одну или несколько красок большими пятнами нанести на дощечку или целлофан.
2. Затем приложить лист бумаги и прижимая разгладить.
В зависимости от пятен, от направления разглаживание получаются разные изображения.
Можно делать оттиск на мокрой бумаге – будет другой эффект.
Рекомендации по использованию:
Этот способ чаще всего используют, подготавливая фон для рисования пейзажей
Рисование на влажной бумаге
Материалы для работы:
- акварель;
- бумага;
- кисти;
- емкости с водой;
- губка.
Последовательность выполнения:
1. Губку смачиваем в чистой воде, слегка отжимаем и равномерно увлажняем ею весь лист бумаги, двигаясь в одном направлении.
2. На влажной бумаге легко смешивать краски. Растекаясь, краски образуют новые оттенки цвета.
Следует научить детей чрезмерно не увлажнять бумагу, рисовать кончиком кисти, слегка касаясь бумаги. Если нужен фон, закрашиваем весь лист.
Рекомендации по использованию:
С помощью этой техники можно выполнить различные работы, изображая, отдельно:
- туман;
- дождь;
и тому подобное.
Техника рисования "Скомканная бумага"
Эта техника интересна тем, что в местах сгибов бумаги краска во время закрашивание делается более интенсивной, темной – это называется эффектом мозаики.
Материалы для работы:
- акварель;
- широкий кисть;
- белая бумага;
- емкости с водой;
- губки.
Последовательность выполнения:
1. Лист бумаги смачиваем водой и закатываем.
2. Складываем пополам закрашенной стороной внутрь, чтобы не испачкаемся, и сминаем.
3. Лист аккуратно разворачиваем. На нем остаются заломы, которые создают необычную фактуру и рисунок.
Продолжать работу следует после высыхания краски.
Рекомендации по использованию:
Технику «Измятая бумага» в основном используют для создания фона рисунка. Яркие листы можно также использовать для изготовления открыток и аппликаций. Элементы нужной формы следует вырезать ножницами или получить способом обрывания.
Рисование восковыми карандашами (свечой) и акварелью
В этой технике совмещено сразу несколько оригинальных приемов: изображение рисуется восковой свечой, а сверху с помощью поролона или кисточки брызгами наносится краска. Благодаря тому, что восковое изображение не изображается, рисунок неожиданно становится объемным и смотрится действительно очаровательной А рисовать можно быть любые предметы или целые сюжеты: зимний лес, снеговиков, осенние листья, цветы.
Восковые карандаши-инструмент для рисования в виде тонкой палочки со специальными красителями с примесями воска, стеарина, парафина. Довольно часто в одной работе сочетают восковые карандаши и акварель, достигая эффекта четкими штрихами воскового карандаша и красочными пятнами акварели.
Материалы для работы:
- бумага;
- акварель;
- восковые карандаши или кусочек свечи;
- широкая кисть.
Последовательность выполнения:
Восковые карандаши изготовлены на основе жиров и воска. Их можно заменить и обычными парафинированными свечами.
1. На листе бумаги рисуем восковыми карандашами или свечой.
2. Закрашиваем рисунок акварелью. Акварель скатывается с контуров,нанесенных восковыми карандашами или свечой. Как следствие, контуры остаются светлыми пятнами на бумаге. Этот эффект придает выразительности рисунку.
Рекомендации по использованию:
С помощью этой техники можно изобразить:
- подводное царство;
- ночной пейзаж;
- салют
Гратаж
Гратаж (от франц. gratter) – скрести, царапать. Способ выполнения рисунка путем выцарапывания острым предметом.
Вариант 1.
Материалы для работы:
- подготовленный лист бумаги сначала намыливают, затем покрывают гуашью, тушью или краской);
- ручка с пером звездочкой.
Последовательность выполнения:
Графическая работа на мыльной основе. Работа, выполненная таким образом, напоминает гравюру, потому что создается линиями разных по направлению,
длиной, плавностью и получается бархатистой за счет углубления процарапывание поверхности.
Вариант 2.
Материалы для работы:
- кусочек стеариновой свечи;
- акварельные краски;
- тушь.
Последовательность выполнения:
Графическая работа на восковой подложке.
1. Красками делают рисунок или закрашивают лист бумаги разными тонами, в зависимости от того, что задумали.
2. Тщательно протирают кусочком свечи так, чтобы стеарином была покрыта вся плоскость листа.
3. Тушью покрывают всю работу (весь лист). Иногда два раза.
4. Процарапывают после высыхания.
Рекомендации по использованию:
С помощью этой техники можно изобразить:
- натюрморт;
- пейзаж;
- подводное царство;
- ночной город;
- космос.
Набрызги
Это своего рода фон, который украшает узор, любой сюжет или композицию.
Материалы для работы:
- расческа обыкновенная (зубная щетка);
- кисточка;
- линейка (палочка);
- краски.
Последовательность выполнения:
1. Окунаем щетку в краску и проводим по ней палочкой.
2. Направляем брызги на бумагу.
Можно передать направление ветра – для этого необходимо стараться, чтобы брызги ложились на всем рисунке.
Рекомендации по использованию:
Способом забрызгивания ярко можно выразить сезонные изменения. Например, листья на осине желтеют, краснеют раньше, чем на берегу или других
лиственных деревьях. Они на ней желтые, и зеленые, и оранжевые.
Набрызгом занимаются дети с 6-7 лет.
Пятнография
Во время изобразительной деятельности с детьми можно использовать новые виды рисования: пятнография с помощью зеркала, пятнография простая и с помощью выдува.
Материалы для работы:
- бумага;
- тушь или подкрашенная вода.
Последовательность выполнения:
1. На лист бумаги наносят пятна .
2. Поверх накладывается чистый лист бумаги. Пятнышки переходят из одного листа на другой.
3. Дети рассматривают полученные кляксы, дорисовывают детали или просто называют то, что они увидели.
Рекомендации по использованию:
эта техника рисования развивает творчество, воображение, фантазию.
Пятнография с трубочкой
Развивает фантазию детей, тренирует легкие, хорошо сказывается на развитии плавности речевого дыхания, развивает нестандартное решение, будит воображение.
Материалы для работы:
- бумага;
- тушь или жидко разведенная гуашь в сосуде;
- пластиковая ложечка;
- трубочка (для напитков).
Последовательность выполнения:
1. Набрать гуашь пластиковой ложечкой.
2. Вылить на бумагу, образуя небольшое пятно (капельку).
3. На это пятно дуть из трубочки так, чтобы ее кончик не касался ни пятна, ни бумаги.
При необходимости процедуру повторяют. Необходимые детали дорисовывают.
Рекомендации по использованию:
В основном используют поданную технику для создания пейзажей из деревьев, кустов. Кроме того, дети любят придумывать " фантастических человечков","причудливые домики" и тому подобное.
Пятнография (или кляксография) с трубочкой - оригинальная методика, которую можно использовать с детьми любого возраста. Для рисования понадобится плотная бумага и немного жидкой краски. Набираем краску в пипетку или трубочку и делаем пятно на бумаге (сделать прямую можно и обычной кисточкой). И неважно, если пятно получилось большое и не очень аккуратное – так больше простора для творчества. А потом к ней дорисовываются любые детали. Самым молодым можно предложить нарисовать цветы, кусты, паучка, солнышко, облако, лужу, ведь это действительно очень просто. А старшим детишкам-кошку, лохматую собаку, дерево, солнце в облаках. В итоге может получиться целый сюжет!
Рисование нитками - ниткография
Техника получения изображения на бумаге или картоне с помощью нитки.
Материалы для работы:
- бумага;
- ворсистая нить;
- краски;
- тушь.
Последовательность выполнения:
1. Лист бумаги складывается вдвое и разворачивается.
2. На одну из сторон произвольно укладывается нить, наполовину смоченная в туши или чернилах.
3. Чистый ее конец выводится за пределы листа.
4. Смоченная часть нити придавливается другой частью листа, и в таком положении нить потихоньку вытягивается.
5. Открываем лист обнаруживаем изображение, оставленное нитью.
Рекомендации по использованию:
Такая техника рисования развивает внимание фантазию
Рисование краской в сочетании с солью
Используют для передачи фактуры или просто получения эффекта отбеленных крапинок, блистательности.
Материалы для работы:
-плотная бумага;
- краски (гуашь, акварель);
- кисть;
- соль.
Последовательность выполнения:
1. Нанести на лист бумаги рисунок красками.
2. Посыпать соль (пока краска не засохла), которая «выедает» краску, оставляя белые крапинки. Их размер зависит от размера кристаллов соли и степени влажности бумаги.
3. Когда краска окончательно высохла, остатки соли убрать.
Рекомендации по использованию:
Рисунок будет блестеть: роса на цветах, тропинка, искрящийся снег на елке, капельки воды
Рисование акварелью в сочетании с мылом
Эта техника похожа на монотипию, но она выполняется сразу на бумаге.
Материалы для работы:
- акварель;
- лист бумаги;
- кисть;
- мыло.
Последовательность выполнения:
1. Кисть хорошо намылить.
2. Погрузить кисть в краску.
3. Таким раствором создавать рисунок на листе бумаги.
Рекомендации по использованию:
Если кисть с мылом и акварелью прокрутить на бумаге, то получатся очень интересные по фактуре цветы сирени, георгин, яблоневый цвет.
Рисование палочкой на влажном фоне
Выполненный таким способом рисунок-это домальвирование, доработка работы.
Материалы для работы:
- акварель;
- плотная бумага;
- зубочистки;
- заостренная палочка.
Последовательность выполнения:
1. На влажном акварельном рисунке заостренной палочкой, должны быть светлыми.
2. Для тонких линий можно использовать зубочистки.
Рекомендации по использованию:
С помощью рисования палочкой на влажной бумаге можно дорисовать отдельные элементы готового рисунка, а также создать на фоне различные узоры:
- мороз рисует на окне;
- иголочки для ежика.
Рисование пластилином - пластилинография
Эта нетрадиционная техника рисования является новым направлением детского творчества, результатом которой является создание лепной объемной картины на плоскости. Она помогает не только развивать творческие способности, но и расширять знания об окружающем мире, формировать интеллект, развивать психические процессы, активно влиять на развитие мелкой моторики.
Для создания пластилиновых шедевров понадобится:
-
плотный картон;
-
контуры рисунков (здесь все зависит от вашей фантазии);
-
пластилин;
-
салфетки для рук;
-
зубочистки;
-
набор природного материала (желуди, орехи и т. п);
-
доска для лепки.
Существует несколько видов пластилинографии, каждый из которых достоин внимания!
Прямая пластилинография
Это изображение на горизонтальной поверхности. Для работы понадобятся простые бумажные изображения без мелких деталей, мягкий пластилин (лучше восковой основе), плотный картон. Предложите детям увзяти небольшой комочек пластилина определенного цвета, хорошо размять его пальцами, плотно прижать и размазать на соответствующем участке листа. Благодаря этому будет казаться, что картину нарисовали красками!
Мозаичная пластилинография
Это изображение, которое создается с помощью шариков из пластилина. Эта техника является самой простой, главное – подобрать яркие цвета и аккуратно заполнить рисунок пластилиновыми шариками, не выходя за контуры.
Контурная пластилинография
Смысл этой техники заключается в заполнении пространства рисунка пластилиновыми жгутиками. Чтобы не тратить время, их можно заранее изготовить с помощью шприца. Для этого нужно наполнить шприц пластилином и поместить его на 2-3 минуты в горячую воду, а затем выдавить.
Эта техника требует от ребенка усидчивости и кропотливой работы, поэтому лучше ее использовать в старших группах.
Многослойная пластилинография
Это объемное изображение, характеризующееся последовательным нанесением пластилина на поверхность в несколько слоев. С помощью такой техники можно создать очень яркие и красивые сюжеты, например, пейзажи или изображения животных. А чтобы сделать сложные элементы, их стоит выполнить на отдельной бумаге, вырезать и наклеить на картину.
Рекомендуем для облегчения рисования воспользоваться шаблонами для пластилинографии, которые содержат уже готовый рисунок - детям останется лишь раскрасить его пластилином.
Рисование "объемными" красками
Смешать 1/2 стакана крахмала, 1/8 стакана воды, 1/2 стакана соли все хорошо размешать.
Разложить смесь в баночки, в каждую баночку добавить по 2 чайные ложки гуаши разного цвета и размешать.
Полученной смесью можно создавать рельефный рисунок, например такой:
Каплетерапия - рисование каплями
Материалы для работы:
- стаканчики с цветной водичкой (в воде разведены акварельные краски разных цветов);
- обычные стеклянные пипетки с резиновыми наконечниками;
- доска для лепки из пластика белого цвета;
- губка из поролона (для удаления лишних капель);
- листы плотной бумаги;
- салфетки для рук.
Работа с разными цветами привлекает внимание ребенка, делает занятия ярким и интересным. Каплетерапия позволяет деткам развивать мелкую моторику, подготовить ручку ребенка к письму. Занятия краплетерапией можно использовать в качестве арттерапевтической техники. Каплетерапия развивает у ребенка
творческое воображение.
Точечный рисунок
Материалы:
- акварель или гуашь;
- ватные палочки;
- вода;
- бумага;
- карандаш.
Способ выполнения:
Карандашом выполняем рисунок на бумаге. Сначала с помощью ватных палочек заполняем точками контур рисунка. Каждую новую краску берем новой
палочкой. Затем весь рисунок заполняем точками соответствующих цветов.
Рекомендации по использованию:
Эту технику можно применять, рисуя:
- дождик;
- снег;
- цыпленок;
- сказочной птицы;
- разноцветных рыбок.
Рисование двумя руками одновременно
Ребенок одновременно передает двумя руками симметричное изображение предмета. Сначала посередине листа бумаги проведем вертикальную линию и возьмем в каждую руку по карандашу. Затем поставим их вместе, в одну точку на линии. Карандаши словно отталкиваются друг от друга и начинают рисовать и встречаются вместе снова на той же линии.
Чтобы рисунок получился более четким, надо перед рисованием прикоснуться к предмету, который потом будет нарисованным, обвести его двумя указательными пальцами, почувствовать его форму, повторить форму в воздухе и, уже потом, рисовать.
Техника рисования "Уголек"
Светотеневые контрасты и мягкие тоновые соотношения передает техника рисование угольком. Для рисования используют угольные палочки (можно
аптечный активированный уголь) и бумага размером АЗ с шероховатой поверхностью разных цветов и тонов – белый, серый, кремовый, бежевый, коричневый, голубой и т.п.
Рисовать угольком следует уверенно,смело мягкими и произвольными движениями, безизлишнего нажатия. Вначале очерчивают общую композицию, предметы, а затем заштриховывают. Лишние линии вытирают сухим мягким полотном. Лучше всего рисовать на тонированной бумаге, картоне, сочетая уголек с цветными мелками и, местами, светлыми пастельными пятнами.
Угольные рисунки следует обязательно закрепить из пульверизатора специальным раствором, разведя белок одного яйца в полстакана воды. Делают это два-три раза, чтобы не испортить рисунок.
Мягкая роспись по ткани
Материал: белая ткань, тазик с водой, кисточка, гуашь, клеенка.
Техника штамповки вилкой
Материал: цветная бумага, краска гуашевая, вилки, стаканы с водой.
Техника рисования эбру
Материалы:
- Загуститель
- Краски
- Посуда
- Кисти
- Гребни
- Шило
- Бумага
Способ выполнения:
Прежде чем начать создавать непосредственно узор, приготовьте фоновую окраску. Она удержит все краски, которые будут наноситься сверху. Техника рисования Эбру заключается в создании на воде круга, а затем на создании из него узоров. Сначала лучше рисовать простые рисунки, а уже потом пробовать сложные. Чем больше изображение содержит мелких деталей, тем больше навыков для его создания потребуется. Начните пробовать с бабочек или цветов. Например, схема создания простого цветка следующая:
- Набираем на шило немного краски и опускаем ее в воду. Самой поверхности шилом касаться не нужно
- У вас получится небольшая окружность. Если вы хотите, чтобы она стала больше, добавьте еще краски таким же способом
- После этого делаем еще один круг из центра, но уже другого цвета
- Кончик шила разместите у края круга внутри и начните выводить из него лепестки
- Помните, что краску из шила каждый раз надо стирать, иначе краска смешается
- Чтобы получить четкий рисунок, делайте это каждый раз
Используя различные инструменты, вы сможете создавать самые разнообразные рисунки, тут уже все зависит от вашей фантазии. Когда изображение будет готово, можно отпечатать его на бумаге. Для этого, аккуратно положите лист на поверхность и оставьте на 10-15 секунд. Чтобы рисунок хорошо отразился, аккуратно проведите по бумаге. После этого можно аккуратно доставать лист через бортик емкости, чтобы лишняя вода осталась в ней. Дождитесь, пока изображение высохнет и поместите его в рамку.
Живопись из разлитых красок
Инструменты:
- Много кистей разной толщины
- Акварель, гуашь
- Стакан с водой
Техника выполнения:
На лист бумаги нанести несколько пятен разными красками и кистями разной толщины. Следует заполнить цветными пятнами весь лист, не оставляя белых
промежутков на бумаге, не размазывая краску в один цвет. Можно также после высыхание краски нарисовать гуашью дерево, птицу, бабочку, или солнышко, а все остальное будет фоном.
Мраморная бумага
Для этой техники рисования понадобится:
- Пена для бритья
- Акварельные краски или пищевые красители
- Плоский сосуд
- Бумага
- Скребок
План работы:
Толстым слоем нанесите на любой плоский сосуд пену для бритья. Сделайте насыщенный раствор каждого цвета краски с помощью воды-разбавьте красители до жидкого состояния. Возьмите пипетку (или простую кисть) и капните несколько капель краски различных оттенков на слой пены. Кистью размажьте краску по поверхности, старайтесь сделать это так, чтобы получились красивые линии и формы. Этот этап можно считать наиболее творческим и интересным! Приложите сверху на такую пену с узором чистый лист бумаги. Положите лист на плоскую поверхность и снимите с него пену кусочком картона. Под пеной вы сможете увидеть необычные мраморные разводы, похожие на полярное сияние! Теперь надо положить картинку в сухое место на 2 часа, чтобы она подсохла.
Рисунок на яичной скорлупе
Материалы:
- яичная скорлупа,
- краски гуашевые,
- плотная бумага,
- кисточка для клея,
- стакан с водой,
- салфетки,
- клей,
- клеенка.
Последовательность выполнения работы:
1. Подготовьте основу для рисования.
2. Яичную скорлупу положите на тарелочку, чтобы она высохла.
3. Поламайте скорлупу на крупные кусочки.
4. Каждый кусок намазать клеем ПВА с обратной стороны
5. Наклейте их на плотную бумагу или белый картон на небольшом расстоянии друг от друга.
6. Берем гуашевую краску, она должна быть густой.
7. Время от времени смачиваем кисточку в воде.
8. Краски набираем много и часто.
9. Рисуем на скорлупе так же, как на обычной бумаге.
Заключение:
Нетрадиционные техники рисования являются уникальным инструментом для развития художественно-творческой активности детей. Кроме изучения специальных изобразительных навыков, дети развиваются разные виды мышления, внимание и воображение, учатся творчески подходить к выполнению заданий, анализировать, экспериментировать и обобщать. И самое главное - детишки получают замечательные эмоции, ведь эта увлекательная деятельность им невероятно нравится! Специалисты утверждают, что у малышей, которые осваивают нетрадиционные техники рисования еще в детском саду, гораздо реже возникают трудности с выполнением творческих заданий в школе