Правильный ответ на вопрос, в каком возрасте отдавать ребенка в школу, дать трудно, ведь все очень индивидуально. Родителям стоит, выслушав мнения психолога, воспитателя в детском саду, своих родителей, знакомых, принять собственное, и поэтому единственное правильное решение.
Но в целом нужно смотреть на психологическую, социальную, физическую и интеллектуальную готовность ребенка к школе. Эта проверка не только покажет ее готовность к обучению, но и поможет выявить проблемы в развитии, если они есть.
Интеллектуальную готовность ребенка к школе можно проверить на сайте Kids Smart - онлайн платформе развития и обучения детей, где много интересных развивающих игр для детей 6 лет и старше.
Рассмотрим, на какие пункты обратить внимание и как понять, готов ли ваш будущий первоклассник к школе.
Ребенок, который готов к обучению в первом классе, имеет:
1. Сформированные навыки самообслуживания: умеет одеться, раздеться, попроситься в туалет, самостоятельно поесть.
2. Понимание границ и правил.
3. Совершенную мелкую моторику. Первое, на что смотрят специалисты - как ребенок рисует: не выходит за пределы, умеет штриховать, схематично рисует человека( с шеей, пятью пальцами, двумя глазами); одевает мелкие бусинки на нитку, хорошо лепит, вырезает.
4. Дозированную мышечную силу: бросает маленький или большой мяч, бьет мяч ногой, попадает мячом в коробку.
5. Понимание окружающего пространства и себя в пространстве: понимает предлоги над, под, за, у. Помогают это проверить пробы с листом (показывать на нем, где середина, правый верхний или левый уголок).
6. Физиологическую зрелость. Степень физиологической готовности к обучению в школе хорошо показывает филиппинский тест: попросите ребенка дотронуться правой рукой до левого уха, проведя ее над головой. Но это лишь один из показателей школьной зрелости. Поэтому можно еще ориентироваться на то, начали ли выпадать зубы (минимум четыре молочных).
7. Правильно сформированный захват карандаша: ребенок учится правильно держать карандаш и нажимать на него во время рисования. В этом может помочь упражнение "все пальчики здороваются" (все пальцы по очереди прикасаются к большому), эспандер — тренажер для пальцев, который тренирует мышечную силу.
8. Ловкость в общей моторике: бег, прыжки на одной и двух ногах (классики), перепрыгивание, вис на шатких опорах (гимнастические кольца).
Показателями низкого уровня больших движений являются: шаткая, неровная походка; большое количество лишних движений, сопровождающих основное движение и мешающих его выполнению; нарушение координации движений, что приводит к невозможности поймать и удержать мяч, бросить его взрослому.
Развитие больших движений оценивается как "недостаточное" лишь тогда, когда какие-либо из указанных нарушений ярко выражены, заметно отличают ребенка от большинства его сверстников. В противном случае его характеризуют как «достаточное».
Если у ребенка проблемы с координацией, это либо вершина айсберга и нужна помощь, или это ее особенность, которую тоже надо корректировать, чтобы улучшить качество ее жизни. Поэтому желательно показать ее специалисту.
9. Созревание костной системы.
Как проверить:
- Положите руку ребенка на стол, и пусть он поочередно поднимает пальчики — от мизинчика до большого.
- Упражнение «Улитка» — следует сжать в кулак все пальцы, кроме указательного и среднего;
- «Черепаха» — все пальцы, кроме указательного и мизинца.
Психологи предлагают ребенку выполнить каждое упражнение по пять раз.
На что еще важно обратить внимание?
1. Первое, что свидетельствует о том, что ребенок готов к школе, — это сформированность учебных навыков:
- ребенок должен знать алфавитное название букв и их звуковое обозначение;
- владеть механизмом чтения;
- определять на слух границы предложения;
- сознательно, плавно читать вслух небольшие тексты,
- по слогам читать трудные слова.
Очень хорошо, если ребенок понимает смысл прочитанного и отвечает на вопросы, выражает свое отношение к прочитанному. Это не так сложно, если ребенок занимается не только в садике, но и дома с родителями.
2. Должно быть правильно сформировано звукопроизношение. Если ребенок путает буквы, то он будет переносить это и на письмо.
3. Соответствующий возрасту словарный запас. Умеет воспроизводить однокоренные слова вода, водяной, водный.
4. Слухоречевая память.
5. Должен быть интерес и общая осведомленность в окружающем мире: сформированные представления и понятия об окружающем мире.
6. Ребенок должен знать свою фамилию и отчество, имена своих родителей, адрес.
7. Хорошо, если может воспроизводить ритмы — слуховое восприятие тоже хорошо работает.
8. Чтобы ребенку было легче учиться, должна быть сформирована фонематична система. То есть ребенок должен осуществлять звуковой анализ слов:
- находить звук в слове (есть ли звук «р» в слове «тигр»), выделение звука в слове (где находится звук «р» в словах: «рис», «мороженое», «тигр»);
- делать звуковой анализ слова (ребенок должен знать, какие звуки гласные и согласные, уметь эти звуки графически изобразить);
- определять последовательность звуков в слове, находить слова с определенным звуком, находить слова с определенным составом.
9. Делить предложения на слова, а слова — на слоги. Отличное упражнение - когда мама говорит слова из предложения не по порядку, а ребенок должен на слух их сложить. Или поиграть в слова - сказать слово на определенный звук и продолжать на тот, которым заканчивается.
10. Ребенок уже должен стремиться к самостоятельности — это будет свидетельствовать о том, что он уже может некоторое время обойтись без родительской опеки и не будет чувствовать себя беспомощным в школе.
11. Ребенок должен понимать и, главное, придерживаться определенных границ, ограничений. Границы - это прежде всего безопасность ребенка и спокойствие родителей. Мы не берем нож не потому, что мама запретила, а потому что это опасно. С соблюдением границ формируется ответственность за свои поступки, которые он может уже оценивать.
12. Когда учитель и родители понимают друг друга и у них одинаково понятны границы. Если родители говорят одно, а учитель другое, ребенку очень трудно с этим справиться. У родителей должно быть уважение к учителю не только в школе, но и дома. Так же и учитель должен уважать родителей и ребенка.
13. Умение, которое очень помогает первоклассникам, — это умение слушать и не перебивать. В возрасте 6-7 лет ребенок должен непрерывно смотреть спектакль (не мультик), слушать рассказ или сказку хотя бы 20 минут. Это значит, что он сможет воспринимать информацию на уроке достаточно долгое время.
14. Еще хорошее умение: выполнять задания за определенный период времени: писать цифры, буквы, раскрашивать, обводить буквы или картинки.
15. Коммуникативная готовность — должен уметь просить о помощи и рассказать о своих потребностях. Определяется социальной и эмоциональной зрелостью ребенка и выражается в умение контактировать с другими людьми, детьми, придерживаться принятых в социуме правил поведения, играть в игры по правилам, соблюдать их, следить за тем, чтобы все соблюдали правила игры. Ребенку будет легче, если он умеет договариваться и уступать, когда он понимает последствия своих поступков.
Самое главно, ребенок должен радоваться, что он идет в школу, стремиться к новому, к новым друзьям. Ребенок должен быть позитивно настроен идти в школу, воспринимать новый материал.
Должен быть готов и знать о тех трудностях, с которыми он может встретиться в новом самостоятельной жизни. А, следовательно, к этому еще должны быть готовы и родители. Мотивация ребенка - это самое главное. Очень хорошо, чтобы родители поддерживали это стремление, рассказывали о своем опыте в школе.