Сделать так, чтобы ребенок уделил достаточно времени заданию, выполнил его вдумчиво и старательно, – об этом мечтают как учителя, так и родители. Мы подобрали упражнения, игры и задания которые помогут улучшить концентрацию внимания у дошкольников 3, 4, 5, 6 лет и младших школьников.
Зачем тренировать концентрацию? Сосредоточенность ребенка на задании зависит не только от того, интересно оно ему или нет. Роль также играют возраст и, как ни странно, привычки. Известно, что устойчивое внимание начинает развиваться в 9-10 лет. До этого возраста ребенку, как правило, трудно долго концентрироваться на конкретном предмете или действии.
Внимание - это важнейшее качество, характеризующее процесс отбора нужной информации и отбрасывания лишней. Дело в том, что в человеческий мозг ежесекундно поступают тысячи сигналов из внешнего мира. Если бы не существовало внимания (своеобразного фильтра), то наш мозг не смог бы избежать перегрузки. Различают три вида внимания: непроизвольное, произвольное, послепроизвольное.
- Непроизвольное внимание возникает без каких-либо усилий со стороны человека.
- Произвольное внимание зависит от волевых усилий человека.
- Послепроизвольное внимание также имеет целенаправленный характер, но не требует никаких волевых усилий. Оно возникает после того, как было вызвано произвольное внимание.
После определенных волевых усилий, через некоторое время ребенок «входит в работу» и начинает легко, без излишнего напряжения концентрироваться на ней. Послепроизвольное внимание появляется тогда, когда важным для ребенка становится не только результат работы (как при произвольной), но и сам ее процесс. Этот вид внимания является самым продуктивным. Произвольное внимание можно охарактеризовать словами «надо работать», а послепроизвольное – «хочу работать», человек получает удовольствие от работы. Хорошее внимание - это умелое сочетание произвольной и непроизвольной, умение при необходимости активно «включать» произвольное внимание, уметь оставаться в нем необходимое для работы время. Внимание имеет определенные свойства: объем, устойчивость, концентрация, избирательность, распределение, произвольность. Характерной чертой внимания ребенка раннего дошкольного возраста является то, что он вызывается внешне привлекательными предметами, событиями, людьми и остается сосредоточенным до тех пор, пока у ребенка сохраняется непосредственный интерес к воспринимаемым объектам. Внимание в этом возрасте, как правило, редко возникает под влиянием внутренне поставленной задачи или рассуждений, то есть фактически не является произвольным.
Однако, умение сосредотачиваться -это привычка, которую можно натренировать. В этом помогут следующие упражнения:
Упражнения на тренировку внимания и усидчивости
Упражнение цвета
Нужно, чтобы ребенок называл цвет букв, а не текст, который читает:
Красный. Зеленый. Синий. Желтый. Фиолетовый. Оранжевый Коричневый. Синий.
Красный. Черный. Зеленый. Голубой. Желтый. Коричневый. Черный. Зеленый. Синий.
Фиолетовый. Голубой. Желтый. Черный. Красный. Оранжевый. Коричневый.
Упражнение "Зачеркивание букв"
Основой упражнения является тест Бурдона на концентрацию и переключение внимания. В случайном наборе букв (цифр, значков) ребенок должен найти и зачеркнуть заданные. Например: в строке нужно найти и зачеркнуть все буквы “ш”:
прошчтшвьшщтишпасібяжфіторумнкмшшіівамафєвтмрпмфінпмбдрмпасегассвішчімшчс
Упражнение "Что на столе"
Нужно разложить перед ребенком предметы разного цвета, размера и назначения. Попросить, чтобы он их рассмотрел в течение 10 секунд. Затем ученик должен закрыть глаза и рассказать, что лежало на столе, описать размер и цвет предметов. Желательно спросить о деталях - фактуре, узорах и тому подобное.
Упражнение "Выложи фигуры по представленному образцу"
Ребенку подается образец из 3-4 геометрических фигур, нарисованный на отдельном листе, он должен выложить так же, опираясь на образец.
Усложнять путем увеличения количества фигур, вариацией частоты повторов фигур. Возможно предложить вставить пропущенную фигуру.
УПРАЖНЕНИЯ И ЗАДАНИЯ НА РАЗВИТИЕ РАЗЛИЧНЫХ ВИДОВ ПАМЯТИ
«Ты за мной повторяй и порядок не меняй».
Детям предлагается повторять слова, числа, фигуры в том же порядке, что их называет ведущий. Со временем количество слов в этом упражнении увеличивается. Можно добавлять движения.
Желательно использовать названия животных (диких и домашних), различные виды транспорта, мебель, геометрические фигуры, цвета и проч.
«Фотоаппарат детектива».
Цель: развивать кратковременную память.
Ребенку предлагается представить себя фотоаппаратом, который может сфотографировать все: какую-то вещь, событие, предмет и тому подобное. Например, нужно сфотографировать шкаф или книжную полку и запомнить все, что там лежит. "Фотографировать" можно в течение 1 минуты. Потом ребенок отворачивается и по памяти называет все, что ему удалось запомнить.
"Добавь и запомни».
Цель: развитие слуховой памяти. В этой игре могут участвовать несколько человек. Начиная игру, говорим: «Я положила в пакет банан». Ребенок повторяет и добавляет что-то свое: «я положил в пакет банан и яблоко», следующий участник игры повторяет готовую фразу и добавляет что-то свое. И так далее. Можно использовать другой вариант. Например,"в зоопарке живет слон". А ребенок: "в зоопарке живет слон и зебра», а следующий - « в зоопарке живет слон, зебра и лев» и тому подобное.
Игры на внимание
Для младшего дошкольного возраста
1. Игра «Найди ошибку». Предварительно необходимо подготовить рисунки, где есть ошибки, например, листья на деревьях зимой, девочка в босоножках, и тому подобное. Предложите ребенку внимательно рассмотреть рисунок, найти ошибки и объяснить, как должно быть на самом деле. Задачу можно усложнить, если сделать ошибки менее заметными, и подключить соревновательный момент, то есть выполнять задания с другими детьми на время (но такие соревнования не подходят для неуверенных и тревожных детей, момент времени или конкуренции с другим ребенком наоборот навредит ребенку).
2. Игра «Найди такой же». Предложите малышу выбрать из 4-6 шариков такой же (по цвету, величине, рисунку) как тот, что у вас в руках (это может быть кубик, фигурка из конструктора и тому подобное). Чтобы ребенку было интересно играть, можно загадывать предметы по очереди. Побуждайте ребенка к умению сотрудничать со взрослыми на равных. Можно усложнить игру, увеличив количество предметов, отличия которых мало заметны.
Для среднего дошкольного возраста
1. Игра «Построй рисунок из фигур». Ребенку необходимо выдать набор геометрических фигур и чистый лист бумаги. Предложите внимательно слушать ваши команды и перемещать фигуры в соответствии с этими командами (например, треугольник положи над кругом, круг – под кругом). В итоге должна получиться та комбинация, которая задумана вами заранее (снежная баба, елка и др.).
2. Игра "слушай внимательно". Ребенок вдвоем со взрослым одновременно говорят два разных предложения (предложения должны быть большими). После этого каждый должен воспроизвести то, что сказал его собеседник. Постепенно игру можно усложнять, увеличивая предложение и количество участников, которые будут проговаривать свои предложения одновременно.
Для старшего дошкольного возраста
1. Игра «Выполни поручение». Предложите ребенку присесть, погладить левой рукой правую ногу, после этого встать и поднять левую руку. Ребенок должен выполнить эти поручения в том порядке, что вы назвали. Постепенно количество поручений увеличивается (если ребенок легко выполняет предыдущие).
2. Игра «Четыре стихии». В эту игру можно играть со многими участниками. По команде ведущего игроки выполняют определенные движения руками. «Земля» - опускают руки вниз, «вода» - вытягивают руки вперед, «воздух» - поднимают руки вверх, «огонь» делают круговые движения руками. Эта игра развивает внимание, связанное с координацией слухового и двигательного анализаторов.
Развитие внимания младшего школьника
Младший школьный возраст благоприятен для развития внимания. Без достаточной сформированности этой психической функции процесс обучения невозможен. На уроке учитель привлекает внимание учеников к учебному материалу, стараясь удержать ее длительное время, переключает внимание детей с одного вида работы на другую. По сравнению с дошкольниками младшие школьники гораздо внимательнее. Они способны концентрировать внимание на неинтересных действиях, но у них доминирует непроизвольное внимание, они легко отвлекаются на какие-то более уязвимее стимулы (шум в классе, события за окном, и тому подобное). Младшие школьники могут сосредоточенно заниматься одним делом лишь от 10 минут (1-2 класс) до 20 минут (в 4 классе).
За время младшего школьного возраста в развитии внимания происходят существенные изменения, идет интенсивное развитие всех его свойств: особенно резко (более чем в 2 раза) увеличивается объем внимания, повышается его устойчивость, развивается умение переключения и распределения.
Упражнения, которые будут стимулировать развитие внимания младших школьников.
Игра "лишняя буква". Дайте ребенку листок с небольшим текстом (начните с 5-7 предложений, в дальнейшем увеличивая объем) и предложите внимательно смотреть каждое слово и вычеркивать какую-то букву, например, «А». Можете сделать выполнение задания на время, в виде соревнований с ребенком по принципу «кто быстрее», одним словом, разнообразить игру так, чтобы ребенку было весело в нее играть. Иначе эти задания будут лишь утомлять ребенка и не дадут желаемого эффекта. Для усложнения можно одновременно дать задание: какую-то одну букву вычеркивать, а другую обвести в круг, третью подчеркивать и др.
Игра "Запрещенные движения". В эту игру можно играть вдвоем с ребенком, но веселее играть с несколькими участниками. Участники игры образуют круг. Ведущий объявляет, что все участники игры должны повторять все его движения, кроме одного. Как только руки ведущего опускаются вниз, все должны поднять руки кверху, то есть сделать наоборот. Тот, кто ошибется, становится ведущим. Есть еще вариант этой игры, когда участники должны повторять за ведущим все движения, кроме одного, запрещенного, тот, кто повторит запрещенное движение выбывает из игры или становится ведущим (в случае, когда играют двое).
Игра «Поиск предмета». Для проведения этой игры взрослый заранее готовит несколько мелких предметов: значок, ластик, пуговицу, колечко и др. Взрослый предлагает ребенку внимательно оглянуться вокруг, хорошо запомнить обстановку в комнате, предметы, которые в ней находятся. После этого ребенок выходит из комнаты. Взрослый кладет один маленький предмет на видном месте (это место должно быть таким, чтобы ребенок мог его увидеть с высоты своего роста, то есть не класть вещи в шкафы или на полки, где ребенок физически не сможет увидеть предмет). Приглашаем ребенка в комнату, где он должен найти новый предмет.
Выполняя такие несложные задания, вы не только хорошо проведете время со своим ребенком, а еще и сделаете значительный вклад в развитие ее внимания. Следует лишь помнить, что эти упражнения дадут результат лишь при систематическом выполнении.
Советы по развитию концентрации у детей
Мы всегда думаем, что внимание -это отдельная функция. Да это не так. Внимание связано с другими функциями, которые имеют большое значение для развития детей. Родители этого не знают и во время подготовки к школе стараются развивать у детей интеллект. Но готовность к школе - это не только интеллект. Это, прежде всего, усидчивость, умение концентрироваться, запоминать информацию и быть включенным в работу. Одна из самых сложных задач первоклассника - уметь удерживать внимание на определенных задачах и иметь мотивацию для их выполнения.
В этом участвуют еще три функции организма: функция равновесия (баланса) – ребенок должен уметь управлять своим телом. Вторая - проприоцептивная функция. Она позволяет понимать, что происходит с нашим телом. Третья - ощущение времени. На момент зачисления в 1 класс у детей все эти три функции развиты достаточно плохо. Но они очень важны для внимания и концентрации, и если развивать эти функции, то все остальные, в том числе и интеллект, также будут развиваться быстрее и легче.
Какие упражнения рекомендуют психологи для развития этих функций:
-
Попросить ребенка делать два дела одновременно, одно физическое, другое – интеллектуальное. Например, отбивать мяч и прибавлять числа. Часто дети это делают бессознательно -бегают, скачут и одновременно что-то учатся. Им так проще запоминать, подключая проприоцепцию и вестибулярный аппарат.
-
Упражнение для развития ощущения времени: мы просим ребенка засечь минуту или пять. Затем даем задание и предлагаем определить, за сколько времени ребенок с ним справится. Например, сколько времени надо, чтобы написать одну строку. Это помогает в дальнейшем и планировать свое время, и ускоряться или замедляться, когда это нужно. А эти вещи часто важнее, чем знание таблички умножения.
-
Ребенку 6 - 7 лет нужно научиться убирать лишнее – например, забрать со стола вещи, которые отвлекают. Когда научился, делать наоборот - работать несмотря на раздражители, которые есть вокруг.
-
Полезно попросить ребенка вспомнить что-то в деталях. Например, спросить, как он провела день – какие уроки были, что на них произошло. А потом попросить повторить все то же, но в обратном порядке. Это упражнение дает возможность развить внимательность.
-
Описывать события или объекты. Например, попросить описать книгу – ее размер, толщину, цвет обложки, запах, тактильные ощущения. Важно задействовать все органы ощущений – они помогают лучше сконцентрировать на объекте исследования.
Бывают случаи, когда плохую концентрацию невозможно скорректировать упражнениями. Тогда нужно консультироваться с врачами, которые при необходимости назначат медикаментозное лечение. Эти случаи случаются нечасто, но отвергать их нельзя. Родителям тогда стоит обратиться к специалисту – психиатру или неврологу. Врач сможет подобрать препараты, которые помогут улучшить концентрацию и усидчивость, что будет способствовать более успешному развитию школьника.
Задания на внимательность для детей в картинках
Ниже вы найдете задания в картинках, которые можно скачать и (или) распечатать бесплатно в хорошем качестве.