';

Вы здесь

Тайм-менеджмент для учителя

Тайм-менеджмент для учителя - скачать бесплатно

Уроки, проверка тетрадей, классные часы, посещение театра, внеклассные мероприятия, подготовка олимпиадников и консультации для тех, кто по каким-то причинам что-то не понял, выступления на семинарах и многое-многое другое - вот неполный перечень повседневных дел учителя. А еще же хочется посвятить время самообразованию и другим делам. Так как же найти время на все?

Для ответа на этот вопрос я обратилась к книг и статей по тайм-менеджменту. Советы, которые я там встретила, больше касаются менеджеров, клерков, офисных работников, но несколько метких советов я нашла и для себя. Адаптировав их к деятельности учителя, могу посоветовать применять их и Вам.

ПРАВИЛО 1. Матрица Эйзенхауэра

Когда Вам нужно выполнить много дел, утомляет то, что нужно их все помнить. Психологи ствердують, что помочь Вам сможет список нужных дел. Действительно, это расслабляет, если знаешь, что не нужно держать информацию в голове, а все, что надо сделать - есть на бумажке.

Но более "продвинутым" является не линейный список, а список в виде матрицы.

В первой координатной четверти запишите не очень срочные дела, но крайне нужны в дальнейшем - например, составить классификацию приборов, разложить дидактические материалы по папкам. Суть в том, что если Вы это дело не сделаете незамедлительно, то катастрофы не произойдет, но ее выполнение поможет в будущем. Вторая четверть - неотложные, важные, срочные дела, выполнение которых обязательно. Третья четверть - срочные дела, но не очень вадливі. Четвертая - не важные и не срочные дела.

Так вот - мы вынуждены делать со второй четверти, но для дела лучше, когда мы больше уделяем внимания делам из первого квадрата.

Что же делать? По возможности пренебречь делами четвертого квадрата. Если они все же важны - они перейдут в другой квадрат, если же нет - о них забудут. Дозировано по времени и вниманию выполнять дела из третьего квадрата. Например, можно попорхати что-то из этих дел выполнить детей - если они все сделают хорошо - Вам повезло, если нет - то у Вас будет время на то, чтобы доделать или переделать. Быстро выполните дела из второго квадрата, но не погружайтесь в каждое задание слишком и помните правило Парето (80% результатов дает 20% усилий и 20% мы достигаем 80% приложенных сил). Дела же первого квадрата планируйте каждое утро, анализируйте вечером, что из намеченного удалось и если что-то не выполнено, то выясните - что Вам помешало. Если Вы несколько дней не можете сделать то, что планировали, меняйте что-то в графике работы или задумайтесь над причинами.

ПРАВИЛО 2. Боритесь с прокрастинацией

Если Вы несколько дней не выполнили того, что планировали, хотя понимаете важность исполнения, возможно Вам мешает такое явление, как прокрастинация.

Прокрастинация - это явление відкладування выполнение важных вещей под видом того, что Вам нужно сделать нечто другое. Например, Вам нужно подготовить выступление на семинар и Вы уже сели за компьютер, но вспомнили, что нужно просмотреть почту, потом решили проверить тетради, посмотреть фото или убрать в комнате. Безусловно, дела, которые Вы решили сделать важные, но время было упущено. Знакомая картина? Наверное так! Я сама неоднократно испытывала это на себе. Что же с этим делать? Оказывается, причин для прокрастинации может быть две. Первая - интуиция нам подсказывает, что то, что мы хотим сделать на самом деле не важно. Вторая - мы боємося неудачи. Подумайте, что мешает Вам. Если причина в недостаточной важности (на Ваш взгляд), то либо не делайте это, или придумайте себе вознаграждение, которое бы Вас мотивировала. Если же кажется, что Вы не справитесь с этой работой, то разбейте ее на части и выполняйте их. В случае выступления до семинара сделайте только план, или черновой вариант выступления, или только подберите цитаты, которые Вы хотите использовать. Когда начнете работать - Вас захватит работа и оторваться будет трудно.

ПРАВИЛО 3. НЕТ! мультизадачности

Это правило означает, что нам только кажется, что мы можем делать несколько дел одновременно. Правда заключается в том, что при переключении с одной задачи на другую мы теряем энергию на это, а еще и определенное время, хоть и не замечаем этого. Поэтому нужно как можно реже работать в таком режиме. Это нелегко, ведь на уроке мы должны делать одновременно много дел, а при этом еще и общаясь с детьми. Образно это можно выразить словами Григория Таресевича, известного учителя-новатора: "В классе - как на войне, на охоте - каждую секунду что-то может произойти, причем одновременно в разных местах". Поэтому мы так стомлюємося, поэтому наша нагрузки должно быть 18 часов, а не 40, как у других. Чтобы избежать перегрузки, воспользуйтесь следующим правилом.

ПРАВИЛО 4. Делать заготовки

Сильнее всего вызывает стресс у меня ситуация, когда завуч неожиданно требует срочно какой-нибудь отчет до 14 часов, когда у меня подряд все уроки. Понятно, что посвятить время для него на уроке - это плохо провести урок, не выполнить требование тоже нельзя. Поэтому единственным выходом является перерывы, время которых такой ограниченный и так нужен для других вещей! Поэтому для того, чтобы выполнить все хоть немного быстрее, у меня есть заготовки для различных отчетов, которые сдавались неоднократно.

Кроме того, есть определенная папка, куда я вношу достижения учеников и собственные (участие в конкурсах, выступления на конференциях, публикации в журналах и тому подобное). Многие коллеги впадают в ступор при попытке быстро дать отчет о что-то подобное и попытке все быстро вспомнить (в каком году была последняя переподготовка или какой была тема выступления на семинаре в позапрошлом году с определенной методической проблемы), а мне достаточно лишь скопировать нужное.

Кроме того, время на каникулах я использую для того, чтобы спланировать и выполнить такие заготовки, разработки открытых уроков, выступления на семинарах, подготовка материалов к урокам и тому подобное.

Конечно, не всегда то, что казалось нужным, действительно потом может пригодиться. Был курьозний случай, когда я планировала проходить курсы переподготовки в городе и волновалась, что не смогу вовремя в случае чего выполнить работу, ведь она требуется в первый же день и если не выполнена, то курсы просто не засчитываются. Поэтому летом я сделала такую работу с учетом всех требований (на 30 страниц) - благо, тему можно выбрать самостоятельно. А меня направили на областные курсы, где тема выбирается из списка тем и там моей темы не было. Правда, на выполнение работы было 2 недели - работа казалась конце. Я все выполнила, только то, что я сделала заранее, пока что осталось неиспользованным. Но в большинстве случаев то, что я сделала было мне как находка, и я благодарила себя, что не поленилась.

ПРАВИЛО 5. Разделять дела на однотипные

Менеджерам рекомендуют разделить все дела на типы и выполнять один тип дел одновременно. Например, сделать все звонки. а затем ответить на все электронные письма, а потом оформить все отчеты. Специфика учителя в том, что мы не можем так сделать, и сделав звонок родителям ученика, что заболел, мы через несколько минут уже слышим звоник на урок.

Но все-таки определенные случаи для применения этого правила есть. Например, если все-таки надо позвонить всем родителям с некоторым сообщением, то это можно отложить на время после уроков - тогда такие звонки можно осуществить быстрее.

Еще одно ноу-хау, на которое вдохновило данное правило: проверять контрольные и самостоятельные работы по вариантам. Обычно я готовлю 6-15 вариантов для каждой такой работы, но даже если вариантов 2-4 - правило все равно работает. Суть его в том, чтобы сначала разложить тетради по вариантам, а затем уже проверять работы. После двух-трех тетрадей подсознание "поймет", где и какие ошибки встречаются наиболее и время на проверку одной тетради становится меньше. Опыт показывает, что заметная экономия времени будет в случае, если в классах много учеников, а если Вы преподаете в нескольких классах на параллели, то проверяйте сразу тетради всех классов - Вы будете приятно поражены результатом!