';

Вы здесь

Структура беседы

Структура беседы - скачать бесплатно

Каждый разговор имеет свою структуру, и часто мы можем не достигать своих целей только потому, что вели ее в неправильной последовательности, а то и вообще забыли про отдельные ее компоненты.

С чего начинается беседа?

Часто задавая это, казалось бы, простой вопрос, и часто есть такие ответы:

  • «с приветствия»,
  • «с улыбки»,
  • «со слов»,
  • «с точки зрения»,
  • «с начала».

Так вот, можно согласиться со всеми этими вариантами, а все же стоит напомнить, что только 17% айсберга находится над поверхностью воды, а остальные надежно скрыта под водой.

То к чему тут айсберг?

Дело в том, что наше общение так же имеет видимую и невидимую часть, и чтобы айсберг не тонул и не таял, а мирно дрейфовал в океане, ему нужна надежная основа.

Для общения такой частью является наше отношение. Пока не построим надежную основу, до тех пор слова не имеют смысла. В предыдущих разделах акцентировал внимание на том, какая основа нужна, чтобы не создавать себе конфликтов, а сейчас хочу кратко задать отношение любого ежедневного общения.

Итак, беседа начинается с:

1. Установление цели.

Каждая беседа должна иметь цель, потому что если вы не поставили себе цель, то, скорее всего, будете выполнять цели другого человека, что иногда тоже допустимо и перейматимете ее настроение, что в целом безответственно. Если вы пришли за чем-то, то получите именно то, за чем пришли, а если вы пришли просто так, то пойдете с тем, что вам дадут.

Представьте себе, что Вы зашли в супер-маркет, чтобы купить 400 грамм «Королевского» сыра с 50% жирностью производства отечественной компании «Добрый сыр». Скорее всего, вы выйдете из магазина именно с таким сыром. А теперь представьте себе, что вы зашли в магазин просто так, посмотреть, что там есть. С чем выйдете? Со щеткой для мытья автомобильного стекла (когда покажется), с течением для мытья металлической посуды (там была скидка, целых 20%!), с пачкой арахиса (потому что давно не ел), с газеткой «Местный вестник» или«Верный мститель», или даже «Мясной лирник», или со всеми тремя (там же такой скандал на первой полосе!).

Конечно, это немного преувеличение, но, с другой стороны, как часто мы выходим и думаем: зачем я взял то, что мне было не нужно? Потом мы как-то находим этому применение, но это еще одна вынужденная дополнительная работа.

Вывод прост: чтобы от разговора получить то, что вам нужно, знайте, что вам нужно.

2. Самонастройка.

Будьте готовы к разговору. Будь то деловые переговоры или общение с любимым человеком, или даже ответ на звонок стоит выполнять только тогда, когда вы во всеоружии и полной «боевой готовности». Иногда бывает, что и спортсменам достается на улице от ничем не примечательного гопника-гоп-стопщика, единственным оружием которого является внезапность. Если бы события разворачивались на ринге, то у него бы не было никаких шансов, но взяв в партнеры растерянность визави, шанс получает любой.

То же касается и общения: мы можем прекрасно обдумать все аргументы, проработать все без исключения возражения, до безупречности продумать психологические приемы, однако если этот важный телефонный звонок застанет нас во время обеда, или в уборной, или просто посреди улицы, то вся подготовка может оказаться бесполезной, именно благодаря внезапности. Есть много случаев, когда прекрасные ораторы терялись лишь потому, что получали свои вопросы врасплох.

Какие выводы можно сделать:

  1. Всегда будьте готовы. Если хотите удачно получаться на фотографиях или видео, живите так, как будто Вас постоянно снимают. Если хотите быть успешными в разговоре, готовьтесь к всякого без исключения, даже не очень важного общения.
  2. При необходимости возьмите тайм-аут. Всегда есть возможность отложить вопрос, попросить подождать, пока Вы подумаете, выйти в комнату для размышлений. Не стесняйтесь попросить взять паузу, в конце концов, какой смысл реагировать сгоряча, если это может испортить отношения, ведь можно подумать и ответить правильно.

3. Невербальный анализ собеседника.

Если вы пришли поделиться радостной новостью о том, как красиво поют сверчки, ярко светит солнышко и вообще каким прекрасным выдался день, а вместо этого видите, что человек находится в состоянии глубокой печали и думает свою нелегкую думу, то стоит весело передавать ей все собственные ощущения? А, возможно, у того человека какое-то горе. Или наоборот, если вам грустно, то стоит этой эмоцией заражать всех вокруг. Это же, в конце концов, ваш выбор-быть грустным и несчастным, то зачем навязывать его другим. Это про крайности весело-грустно, но наше общение намного многограннее, и при невербальном анализе нужно испытывать различные его оттенки, например: интерес, злость, неуверенность, гнев, воодушевление, страх, открытость, презрение, отвращение, равнодушие и т.д.

На всякий случай стоит понять и разнообразить свой подход. И если это вам кажется слишком сложным и продолжительным процессом, то задумайтесь на мгновение: если вы подошли к колодке с полукруглым отверстием, то стоит ли пытаться ее открыть прямоугольным ключом? Конечно, поискать в кармане ключ не будет выглядеть таким безрассудством, если нам ту колодку все-таки нужно открыть.

4. Беседа.

И только после этого можно начинать саму беседу, которая однако тоже имеет составляющие, которые не стоит упускать из внимания:

  1. Установить зрительный контакт. Да, я здесь вновь об этом напоминаю. Ибо без установления зрительного контакта слова не доходят до собеседника. Если что-то было сказано не в глаза, то можете не сомневаться, что оно не дойдет до сердца собеседника. Даже если человек мурлычет в ответ кивает головой – информация не усваивается. Даже в транспорте, прося об остановке, стоит искать взглядом глаза водителя (например, через зеркало в салоне), здороваться с консьержем тоже стоит обменявшись взглядами, уже не говоря о более важное и глубокое общение с близкими и любимыми. Иногда взгляд в глаза без слов стоит задержать чуть дольше, чтобы понять мысли собеседника.

  2. Назвать собеседника по имени. Куда дойдет письмо, если не вписать получателя? Прямо в никуда. Имя – это, пожалуй, самое приятное слово, поскольку отделяет нашу личность от других. Поэтому при общении так важно употреблять имя своего собеседника. Конечно, переборщить тут тоже не стоит, и если каждую фразу начинать с имени, то можно и разозлить человека, особенно, если он или она не любит своего имени (личности). Как вариант, можно употреблять и ласковые уменьшительные слова, но без провокаций.

  3. Подарок. Согласитесь, приятно получать подарки. Тот, кто дарит нам что-то неожиданно и искренне, имеет возможность получить наше позитивное настройки, а значит, и лучший результат. Подарком не должно быть что-то материальное, вполне достаточно чего-то приятного душевного: милой улыбки, красивого поздравления, комплимента, позитивного поглаживания, объятий или поцелуев, крепкого рукопожатия. Однако не стоит забывать именно о тех мелочах, которые решают, как пройдет целый дальнейший разговор.

  4. Разговор. О нем вообще не буду писать, потому что все зависит от предыдущей работы и готовности понимать потребности собеседника.

  5. Позитив на завершение. Всегда завершайте беседу так, как хотели бы начать ее в следующий раз.  Завершение – это всегда аккорд, определенная мажорная нота. Так, чтобы еще хотелось продолжать работу. Добрый учитель завершит занятия, когда его ученики впервые выполнили какое-то сложное действие и порываются пробовать еще и еще. То же, в конце концов, делала и Шахерезада. Всегда можно поблагодарить за что-то или еще раз приветливо улыбнуться, или в другой способ выразить свое восхищение. Тогда в следующий раз встречу придется начинать не с «нулевым балансом», или еще хуже, отрицательным, а с положительными наработками прошлого. Согласитесь, приятно, когда нас ждут и хотят слушать, но это все производится нашим предыдущим отношением.

5. Анализ результатов.

Этой обязательной составляющей очень часто пренебрегают, хотя на самом деле без анализа трудно говорить о какой-либо развитии. Часто бывает так: завершилась беседа, и человек радуется, что все прошло удачно, или сам себя накручивает и барахтается в своем неудовольствии.

Зато можно провести короткий анализ, то есть понять, что было так, а что стоит улучшить. Каждый раз, анализируя причины, мы предрекаем последствия. Церковные рекомендации относительно молитвы на ночь выполняют те же функции, но они касаются целого прожитого дня. А краткий анализ, на самом деле, стоит делать после каждой, даже пустяковой беседы. Сначала будет трудно привыкнуть, но когда через несколько недель такой практики ваше общение станет намного более осознанное и, главное, результативное, выполнение упражнения уже будет происходить как автоматизм высшего порядка, сам по себе.

Я обычно рекомендую использовать для самоанализа такие вопросы:

• Какой результат был достигнут?
• Какой результат должен быть достигнут?
• Почему достигнутый результат не совпадает с тем, который должен был бы
быть достигнутым?
• Что я сделаю в следующий раз, чтобы достичь результата,
который должен быть достигнут?