Успешное обогащение, уточнение и активизация словарного запаса дошкольника могут быть обеспечены путем применения целого ряда специальных, известных в методике начального обучения языку, упражнений, среди которых самыми продуктивными, на наш взгляд, является словарно-логические упражнения. Большую подборку таких упражнений из более чем 200 заданий вы найдете внизу этой страницы. Их результативность заключается не только в количественном наращивании словарного запаса ребенка, но и в его общем умственном развитии, в умении самостоятельно решать логические задачи, которые постоянно и естественно предстают перед 3-6-летними детьми в процессе познания ими окружающего мира.
Хотите помочь детям научиться связно выражать собственное мнение на уроке? Предлагаем подборку задач для учащихся начальных классов, которые положительно влияют на развитие речи.
Обратите внимание на книги и пособия с упражнениями, задания и играми на развитие речи у детей младшего и среднего школьного возраста.
Упражнение 1
Например, зная, что малина, смородина, крыжовник – это кустовые ягоды, ребенок легко отнесет к ним по внешним признакам и те, которые увидит впервые, скажем, калину, черноплодную рябину и тому подобное. Или, имея в своем словарном запасе понятия музыкальные инструменты, он самостоятельно будет относить к этой лексико-логической совокупности каждый из заново услышанных и увиденных инструментов, которые в тот или иной способ воспроизводят музыкальные звуки.
Итак, словарно-логические упражнения на взаимное соотношение родовых (общих) и видовых (частичных) понятий, на изъятие «лишнего» из ряда однородных понятий (слов), в дополнение, распространение логического ряда, на противопоставление предметов по определенным признакам является одним из простых для применения даже в домашних условиях и одновременно очень эффективных средств общепонятного и, в частности, речевого развития дошкольников.
Приведем ряд самых доступных для 5-6-летних детей общих (родовых) названий, круг которых можно постепенно расширять за счет все новых видовых, более конкретных наименований или признаков:
-
грибы – это опята, лисички, маслята, моховики, подосиновики …
-
ягоды – это малина, смородина, ежевика. клубника, земляника …
-
фрукты – это яблоки, груши, айва, сливы… овощи – это помидор, огурец, капуста, картофель, морковь, свекла …
-
мебель-это стол, стул. диван, табуретка, тумбочка, шкаф …
-
одежда – это пальто, шапка, платок, брюки, юбка, рубашка, кофта …
Перечень этих логических рядов можно продолжить такими названиями, как: обувь, учебные принадлежности, посуда, птицы, насекомые, звери, музыкальные инструменты, цветы, деревья, кусты и тому подобное.
Упражнение 2
Надо не забывать, что под понятие родовые и видовые названия подпадают и прилагательные формы, характеризующие известные детям предметы с разных сторон: цвета, вкуса, размера, формы, веса, физических качеств, по материалу и тому подобное. Пользуясь названиями признаков предметов, можно предлагать детям выполнить целый ряд словарно-логических упражнений, в основе которых лежат мыслительные операции сопоставления и противопоставления, удаление «лишнего», продолжение логических рядов, всесторонней характеристики хорошо известных детям предметов, например: Продолжить предложение
- Помидор красный, а огурец – …
- Перец горький, а лимон – …
- Железо твердое, а глина – …
- Молот тяжелый, а вата – …
- Река широкая, а ручей – …
- Кувшин из глины, а стол-из …
Упражнение 3
Подумай и скажи, что чем делают:
- Ручкой пишут, а кисточкой …
- Пилой пилят, а топором …
- Лопатой копают, а граблями …
- Иглой шьют, а ножницами …
Упражнение 4
Дополни сказанное по смыслу:
- Сорока стрекочет, а кукушка …
- Соловей поет, а ворона …
- Конь ржет, а корова …
- У коровы теленок, а у кобылы …
- У курицы цыпленок, а у утки …
- У овечки ягненок, а у козы …
Упражнение 5
Удалить «лишнее» слово:
- Кукушка, синица, воробей, бабочка, скворец.
- Карандаш, пенал, ручка, тетрадь, молоток, линейка.
- Картофель, слива, тыква, помидор, свекла, огурец.
- Широкий, длинный, узкий, сладкий, глубокий.
Упражнение 6
Узнай предмет по этим словам.
- Он белый, сладкий, хрупкий (сахар).
- Она жидкая, прозрачная, вкусная, чистая, родниковая (вода).
- Оно чистое, прозрачное, теплое, бывает холодное, морозное (воздух).
Безусловно, содержание начального обучения родному языку и другим учебным предметам с приходом ребенка в школу будет продвигать его дальше в познании окружающего мира и не будет ограничиваться восприятием и осознанием чисто внешних признаков предметов. Учебные тексты букваря, книги для чтения, учебников по естествознанию, математике будут вводить учащихся во внутренний мир предметов живой и неживой природы. Они постепенно начнут выделять среди различных признаков не только внешние (цвет, размер, вкус и т. п), но и внутренние, такие, отражающие черты характера, способ передвижения, силу, например: быстрый – медленный, смелый – трусливый, щедрый – скупой. Поэтому в общении с взрослыми дошкольники должны иметь возможность активно употреблять в своей речи те слова, которые в школьном обучении станут для них общеупотребительными на различных уроках, например: карандаш, ластик, краски, кисточка, термометр, бумага, мел, портфель, часы, минута, красный и др.
Упражнение 7
История по рисунку:
Ученик должен придумать историю с одним или несколькими рисунками, которые ему предложил учитель. Это может быть как коротенький рассказ на несколько предложений, так и большое творческое задание.
Например, для дошкольников или первоклассников учитель может подготовить картинку с определенными героями. Задача детей — рассказать о герое, выдумать, что он делает или будет делать, также можно дать ему имя. Очень хорошо, когда учитель первым для образца рассказывает свою историю. Тогда у детей будет определенный алгоритм. Ученики запоминают некоторые фразы учителя и могут использовать их в своем рассказе.
Чтобы усложнить задачу, можно подготовить коллаж из рисунков или даже изготовить собственную книжечку. История может быть посвящена предыдущей теме или ближайшему празднику. Предложите детям записать краткий рассказ под рисунками, а затем рассказать ее классу.
Старшие ученики могут разработать проект. Например, историю, что освещает важные социальные темы: охрана окружающей среды или права человека. Учитель может подготовить картинки с определенными ситуациями, а дети за ними создадут рассказ и дадут советы, как действовать. Главное, чтобы каждый свободно высказывал свое мнение.
Для составлений историй или рассказов по рисунку используйте нашу подборку: "Составить рассказ по картинкам"
Упражнение 8
Чтение с предсказанием
Для этого задания следует подобрать книгу с развернутым сюжетом. Для начала стоит зачитать название истории и спросить детей, о чем по их мнению, может идти речь в тексте. Когда каждый высказался, учитель начинает читать само произведение. Он делает паузы в местах, где событие логически не завершилось, и спрашивает у детей, что может дальше произойти в книге. Можно задавать конкретные вопросы, например «как вы думаете, как поступит герой?» Тогда дети по очереди высказывают предположения. Для самых маленьких можно составить схему с вспомогательными фразами, по которой они будут строить свой рассказ.
Если во время рассказа ученик неправильно произносит определенное слово — использует кальку или не согласует слова между собой — не стоит прерывать его и акцентировать внимание на ошибке. Следует повторить сказанное ребенком, но правильно.
Даже если ученики будут повторять мысли друг друга, позвольте им высказываться. В таком случае предложите использовать фразу «Я согласен с...»
Это задача не только положительно влияет на речь детей, но и развивает воображение и критическое мышление школьников.
Упражнение 9
Письмо для себя
Это задание состоит из двух частей: в первой дети пишут, во второй — рассказывают. Учитель записывает на доске темы для размышлений. Например: «Если бы я был волшебником», «Каким будет мир через 100 лет», «Мой любимый праздник». Учащиеся выбирают каждый по нраву и записывают свои мысли. Те, кто еще не умеет писать, могут нарисовать рисунок. На выполнение этой части задания нужно выделить конкретный промежуток времени, обычно хватает 10-15 минут.
Затем дети по очереди высказывают свои мнения. Можно предложить им начать рассказ словами «Я выбрал тему...»
Не заставляйте всех учащихся рассказывать о том, что они написали. Это должно быть по желанию. Но важно организовать класс так, чтобы все внимательно слушали того, кто говорит и могли задать вопросы.
Подберите темы, которые позволят детям проявить фантазию. Или позвольте ученикам самим их придумать. Так им будет интереснее и дети проявят больше инициативы.
Упражнение 10
Герой дня
Учитель определяет одну тему для всех детей и каждый день кто-то из учеников готовит рассказ. Например, для первого класса замечательно подойдет тема «Моя любимая игрушка». Учитель определяет, кто на какой день готовит свой рассказ. Ученик приносит в школу свою игрушку, чтобы презентовать. Он садится на стул посередине класса и рассказывает подготовленную историю. Учитель может заранее предложить структуру рассказа или задавать наводящие вопросы в ходе презентации. В конце другие ученики могут расспрашивать рассказчика.
Важно, чтобы каждый был герой, который подготовил рассказ. А также, чтобы каждый ученик класса принял участие в подобной презентации.
Старшим школьникам можно предложить тему «Впервые в жизни»: каждый готовит рассказ о том, что он делал первый раз. Например, как впервые поехал на велосипеде или свою первую путешествие или первого домашнего любимца.
Это задание учит детей не только грамотно формулировать мысли, но и публично выступать и заинтересовывать слушателей.
Упражнение 11
Обратная связь
Главная цель этого задания — дать понять учащимся, и учителю уровень усвоения материала урока. Но поскольку дети регулярно высказывают свои впечатления вслух, это положительно влияет на развитие их речи.
Суть задачи в том, что школьники по очереди высказываются об уроке или определенном задании. Например, ученики разгадывали кроссворд по одной из тем естествознания. После завершения урока учитель просит детей сесть в круг и по очереди кратко рассказать, что понравилось в этом задании. Также можно спрашивать, что было трудно выполнять или какая информация была новой.
Если делать это регулярно, то у педагога будет четкая картина того, как дети работали на уроке, на что стоит обратить внимание, а что является для учеников легким. А те научатся кратко и точно выражать свои мысли.
Работа над предложением
Работая с дошкольниками, работу над предложением следует осуществлять в устной форме. Самое главное умение, которым они должны овладеть, заключается в выделении предложений из речевого потока. Дети должны осознать, что люди высказываются, общаются между собой с помощью предложений. Только в предложении может быть высказана определенная мысль. Хотя предложения в высказывании обязательно связаны между собой, все же их можно выделить, ориентируясь на завершенность мысли и интонации.
Упражнение 12, направленное на выработку у детей умения выделять предложения из речевого потока.
Они будут способствовать осознанию ими самого существенного признака этой единицы речи и речи, совершенствовать их речевой слух, в частности, интонационный. Скажи, сколько предложений ты услышал. Повтори последнее предложение.
- Весной мы пошли в лес. Там каждое дерево пело свою песню.
- Жил себе дед Андрюшка. А у него была баба Марушка. А у бабы-дочка Минка. А у дочки-собачка Финка.
Упражнение 13 на различение завершенных и незавершенных предложений
Упражнения такого рода направленные на осознание детьми интонационной и смысловой законченности предложения, например:
Скажи, что из того что ты услышал, является предложением, а что-нет.
Малыши готовятся к празднику.
Они собрались в детском …
Тарасик пригласил на праздник маму.
Мама сшила ему новую …
Мальчик поблагодарил …
Он наденет новую рубашку на праздник.
Как видим, предложенный материал составляет связный рассказ, что помогает ситуативно ребенку дополнить незаконченные предложения. В случаях, когда предложение разрознены, то их завершения может иметь различные варианты, к реализации которых надо поощрять ребенка, показывая различные возможности смысловой сочетаемости слов.
Например: Петя пасет на лугу (гусей, теленка, козу, корову, овец).
Упражнение 14 на завершение сложных предложений.
Упражнения такого рода развивают ассоциативное мышление детей, побуждают к подбору соответствующих слов и постановке их в соответствующую грамматическую форму.
Дополнить предложение.
- Мы пошли к лесу, чтобы …
- Дети прекратили игру, потому что …
- На море я увиде, как …
- Игорь с Оксаной побывали в поле, где …
- Я делаю аппликацию, чтобы …
Упражнение 15, которое только обобщенно побуждают к построению предложений:
Составь предложение, чтобы в нем были слова:
а) мама, испекла;
б) папа, наловил;
в) бабушка, перчатки;
г) дедушка, шляпа;
д) овечка, ягненок.
Составь предложение о том:
а) что можно увидеть в небе;
б) что можно услышать на концерте;
в) за чем наблюдают на стадионе;
г) что движется по дороге;
д) Что происходит на рассвете (весной, осенью, зимой) и т.
Предложенные упражнения, безусловно, не исчерпывают всех возможностей развития речи дошкольников, но они могут служить взрослым определенным ориентиром для индивидуальной работы с детьми по совершенствованию их звукопроизношения и фонематического слуха, обогащение словарного запаса, организации грамматически правильной речи. скачанные файлы
СОВЕТЫ РОДИТЕЛЯМ
(Ряд общих советов и предостережений относительно речевого развития детей)
Внимательно относитесь к занятиям вашего ребенка.
Ваш ответ на вопрос должен быть четким, доступным и понятным для малыша.
Побуждайте ребенка к вопросам.
Как можно больше разговаривайте с ребенком.
Систематически проводите игры в слова " кто больше знает слов?", "Назови какой...«,» Скажи, как...«," что означает слово?», «Скажи, когда ...», «Скажи, откуда...», «А если бы...», «Придумай слово». Н
е забывайте уместно употребить пословицу, загадать загадку
Стимулируйте ребенка к припоминанию отдельных строк стихов, песен.
Обязательно объясните ребенку каждое непонятное ему слово, в присутствии ребенка прибегните к словарю.
Если ваш пятилетний ребенок неправильно произносит звуки, обязательно обратитесь к логопеду.
Используйте каждую свободную минуту для разговора с ребенком. Помните, что основными и ведущими собеседниками для ребенка в семье являются мать, отец, дедушка или бабушка.
Ваша речь является образцом для подражания ребенка. Именно поэтому она всегда должна быть правильной
Приобретите словари. Они станут вашими советчиками в воспитании культуры речи у вашего ребенка.
Купите репродукции картин , читайте ребенку книжки, учит его пересказывать.
Приучайте ребенка слушать детские и музыкальные передачи, смотреть полезные мультипликационные фильмы.
Продолжительность просмотра ребенком телевизионных передач не должна превышать 30 минут в сутки и 2 – 3 раз в неделю, продолжительность копьютерных игр – 15 минут в день.