Мозг сохраняет удивительную способность учиться и развиваться всю жизнь. Но однотипные шаблонные дела приводят к ухудшению памяти, уменьшению концентрации внимания. Связь нейронов, клеток головного мозга ухудшается, а это приводит к снижению умственных способностей.
В нашем мозгу 100 млрд нейронов. Каждая клетка в свою очередь может дать 200 тыс. ответвлений. Мозг человека имеет огромные ресурсы! А мы используем его возможности от 3 до 10 процентов.
Нейробика - это умственная гимнастика, аэробика для мозга, направленная на улучшение умственной деятельности. Это комплекс простых упражнений, которые
способствуют улучшению памяти, дают дополнительную энергию и повышают способность нашего мозга для любой работы в любом возрасте. Термин был введен американскими нейробиологами Лоуренсом Катцем и Мэннингом Рубином из США.
Нейробические упражнения очень просты, заниматься ими может любой человек в любое время и в любом месте. Свой мозг можно и нужно тренировать дома, на работе, в дороге, во время прогулки. Чаще всего людям для поддержания тонуса мозга рекомендуется выполнять упражнения для развития памяти, решать логические головоломки, разгадывать кроссворды и др.. Необходимо ежедневно менять рутинные и шаблонные действия на новые, не привычные вам, которые задействуют один, а лучше – несколько органов чувств, то есть выполнять обычные действия необычным способом.
Принцип работы нейробики прост-ежедневно выполняем необычным способом обычные действия. Мозг необходимо постоянно «удивлять», заставлять работать по-разному. Решая новую задачу, мозг развивается. Например: делать левой рукой все, что привыкли делать правой (причесываться, чистить зубы, держать ложку во время еды, писать); выполнять дела с закрытыми глазами, менять привычные маршруты и т.д.
Нейробика-это тренировка нейронов, направленная на гармонизацию правого и левого полушарий головного мозга. Упражнения создают новые ассоциации, действуя на новые участки мозга. Это организация работы всех пяти чувств человека необычным способом плюс эмоциональные чувства.
Главные задачи умственной гимнастики:
-
Стимуляция работы мозга.
-
Тренировка памяти, а значит ее улучшение.
-
Синхронизация двух полушарий мозга.
-
Работа со «спящими» зонами мозга.
-
Повышение уровня концентрации и интеллектуальной работоспособности.
Польза нейробики для детей
Занятия полезны всем. Детям эти упражнения позволяют лучше сконцентрироваться при усвоении новых знаний, способствуют развитию абстрактного мышления, творческих способностей. В результате систематического выполнения упражнений у детей улучшается память, внимание, речь, пространственное представление, мелкая моторика, снижается утомляемость, повышается способность к произвольному контролю, формируется латеральное (двуполое) мышление.
Используя данную методику, надо придерживаться принципов работы нейробики:
-
Сочетайте работу двух и более органов чувств.
-
Акцентируйте внимание на том, чтобы в привычной ситуации органы чувств действовали по-новому, в непривычном для себя амплуа.
-
Во время выполнения упражнений используйте различные виды внимания (произвольное/непроизвольное) и разную степень концентрации (чередуйте полную сосредоточенность и относительное расслабление).
-
Изменяйте привычное, отдавайте предпочтение новому.
-
Обоняние - единственное ощущение, которое имеет непосредственную связь с мозгом. Поэтому воспоминания, связанные с запахами, являются наиболее устойчивыми. Помните об этом!
Принцип нейробики прост-ежедневно выполняем необычным способом обычные действия. Мозг необходимо постоянно «удивлять», заставлять трудиться по-разному. Решая новую задачу, мозг развивается. Например: делать левой рукой все, что привыкли делать правой (причесываться, чистить зубы, держать ложку во время еды, писать); выполнять дела с закрытыми глазами, менять привычные маршруты и т.д.
Примеры упражнений для детей
Такие зарядки проходят весело, интересно, увлекательно. Продолжительность их зависит от уровня готовности детей и может быть от 2 до 5 минут каждое утро и состоять от 2 до 5 упражнений, на выполнение каждой из которых отводится 1 минута. Поскольку во время такой зарядки дети быстро устают, каждое упражнение сначала надо выполнять медленно. Когда дети научатся выполнять ее правильно, темп должен ускоряться, после правильного выполнения в ускоренном темпе можно усложнять задачи за счет выполнения их в движении - походка на месте, вращение вправо, влево и тому подобное.
Это довольно весело, а главное – полезно!
Ищем связь.
Прогуливаясь по улице, вы увидели 2 предмета (любые, привлекшие внимание). Что между ними общего, чем они связаны? Цвет, форма, размер, назначение? Проанализируйте.
Работа нерабочей рукой.
Наверное, многие практиковали подобное в детстве. Безусловно, писать левой рукой для правши чрезвычайно сложно. Буквы получаются кривыми, разобрать их довольно сложно. Однако такая задачка отлично простимулирует мозг, так еще и поможет на крайне информативной лекции: устала одна рука – делайте заметки другой! Применим принцип смены рук и к другим действиям: почистить зубы, поиграть в бадминтон, в общем ко всему, на что хватит фантазии.
Написать предложение с закрытыми глазами
Попросите детей на черновиках записать, например, тему урока или поздравления с учителем. Выполнять нужно с закрытыми глазами.
Что дает упражнение: из – за ограничения одного из органов чувств усиливается работа других-слух, тактильные ощущения. Это посылает в мозг сигналы для активации скрытых ресурсов.
Меняйте интерьер.
Часто подростки в качестве протеста или просто самоутверждения хотят обустраивать комнату по-своему. По возможности, дайте подростку эту творческую свободу. Смена обстановки, даже перекладывание вещей с полки на полку (в быту зовется уборкой) способствует формированию новых нейронных связей.
Закрывайте глаза.
Например, во время вечернего или утреннего принятия душа. Закройте глаза, прислушайтесь к шуму воды, почувствуйте запах хлорки... :) Шутим, конечно. Но суть упражнения проста – таким образом, Вы активируете другие, нетипичные для этой ситуации органы чувств.
Пробуйте что-то новое.
Так, «нечто новое» для ребенка – фраза неоднозначна. Но попробуйте обыграть ее в выгодном для себя свете. Найдите какие-то интересные развлечения (квеструмы, картинг и т. п.) и подарите своему чаду заветный сертификат. Оказывается, в перспективе это может поспособствовать его успехам в учебе.
Используйте ассоциации.
Ребенку довольно часто нужно запоминать какие-то перечни. Оказывается, делать это можно с помощью ассоциаций. Пусть выберет дома или в классе любые 10 предметов и запомнит их в определенной последовательности, создав некую закономерность. А в следующий раз, когда ему придется столкнуться со списками, пусть проводит параллель с этими предметами. Пункт 1 – это шкаф, пункт 2 – стол и т. д.
Нейробика в школе
Упражнение "Измените ход урока"
Почему ваши ученики еще в начале урока бывают вялые? Потому что их мозг идеально знает порядок следующих действий. Поэтому его активность минимальна, задействована лишь 25% его ресурсов. Исследования показали, что привычное для нас выполнение ежедневных и хорошо знакомых упражнений постепенно ухудшает память и внимание. Поэтому вам стоит попробовать время от времени полностью перестраивать урок: домашнее спрашивать не в начале, а в конце урока. Не вызывать по одному, а дать возможность ответить на вопросы коллективно.
Что дает прием: повышает активность мозга и его способность к усвоению новой информации, отработке новых навыков.
Переверните предметы
Еще одно "привыкание" мозга-это окружающая картинка, у которой никогда и ничего не меняется. Мозг притупляет свою активность, ибо видит привычные предметы в едином виде. Что нужно сделать? Попросить детей перевернуть учебники вверх ногами и про себя прочитать задание. Если вы учитель истории или географии, то на этот раз повесьте карту мира на доске также вверх ногами. Заставьте детей не растеряться и сориентироваться в пространстве.
Что дает прием: очень мощный запуск мозговой деятельности, экспресс-запоминание новой информации.
Различные приемы чтения
Восприятие текста-одна из самых сложных задач для мозга (даже взрослого человека). Благодаря чтению можно постоянно переключать мозговую деятельность в различные режимы. В течение урока используйте различные способы чтения: ученики читают про себя и вслух, задания читает и учитель, и ученики по очереди. Предложите игру: читать часть текста с различными эмоциями. Один ученик читает задачку плача, другой – низким, басистым голосом. Также удачно, если одну из частей текста ученики прочитают хором.
Еще одно очень “рабочее” упражнение – это читать текст, закрыв один глаз рукой. Следующий текст читается уже другим глазом.
Что дает упражнение: тренировка памяти, эффективное восприятие прочитанной информации.
Пример упражнения на чтение:
Произносим букву, делаем движение
Под каждой буквой есть одна из трех пометок: Л, П, О.
Пометки указывают на движения рук. Например:
Л – левую руку в сторону,
П – правую руку в сторону,
О – обе руки вверх.
Это не легко.
Надо пройти весь алфавит сначала до конца, а потом вернуться назад от конца к первой букве.
Поменяться местами за партой
Видите, что теряете внимание класса? Во время урока попросите поменяться соседей по парте между собой местами до конца урока. Это как мини-стресс и внезапный новый опыт для мозга.
Что дает прием: возможность расшевелить учеников, после такого упражнения они сразу начинают слушать вас внимательно, а в классе улучшается дисциплина.
Откройте дверь или окно
Поток новых звуков активирует новые зоны мозга. Достаточно сделать это на 2 минуты, чтобы провести целый урок с активными учениками.
Что дает прием: заставить проснуться мозг, повысить внимательность.
Практические упражнения для старших дошкольников
«Собираем кольцо»
Большой палец одной руки соединяем с указательным пальцем другой руки. Рука с большим пальцем идет вниз, указательный палец соединяется с большим пальцем другой руки и «побежали». Упражнение можно усложнить, если большой палец будет встречаться поочередно с указательным, средним, безымянным, мизинцем и обратно. Данное упражнение улучшает память, ускоряет процесс мышления.
"Ухо-нос"
Одной рукой касаемся носа, а другой – уха (руки накрест). Делаем хлопок – меняем руки.
"Я любим/любима"
Одной рукой хлопаем по макушке, а другой поглаживаем живот. Затем меняем руки. Это упражнения любят и дети, и доросли. Она всегда вызывает веселое настроение.
«Рисуем в воздухе»
Руки выставляем вперед. И одновременно одной рукой в воздухе рисуем круг, а другой треугольник.
«Меняем руки»
Очень простым упражнением для мозга является элементарное изменение рук. Достаточно начать левой рукой (для левшей — правой) чистить зубы, застегивать на рубашке пуговицы, печатать на клавиатуре компьютера. Такие упражнения активизируют моторную кору правого полушария. А это благотворно влияет на нестандартное мышление и творческие способности.
"Двигаемся на ощупь"
Еще одним упражнением является передвижение в пространстве, которое хорошо знакомо, с закрытыми глазами. Это может быть квартира, подъезд, рабочее помещение и т. п. Таким образом активизируются сенсорные участки мозга, которые в обычной жизни мало задействованы или вообще не работают. Это очень хорошая гимнастика для мозга. Она резко активизирует работу нейронов.
"Ищем связь"
Прогуливаясь по улице, вы увидели 2 предмета (любые, привлекшие внимание). Что между ними общего, чем они связаны? Цвет, форма, размер, назначение? Проанализируйте.
«Ассоциации»
Ребенку довольно часто нужно запоминать какие-то перечни. Оказывается, делать это можно с помощью ассоциаций. Пусть выберет дома или в классе любые 10 предметов и запомнит их в определенной последовательности, создав некую закономерность. А в следующий раз, когда ему придется столкнуться со списками, пусть проводит параллель с этими предметами. Пункт 1 – это шкаф, пункт 2 – стол и т. д. Тренеры по нейробіки уверены, что такое упражнение поможет хорошо натренировать память.
Примеры выполнения упражнений:
Как с шестилетками проводить "минутки нейробики"
Следите за временем. Длительность проведения упражнений зависит от уровня готовности детей — 2-5 упражнений каждое утро за 2-5 мин, по 1 мин на каждое упражнение. Общая продолжительность "минуток нейробики" в день — до 25-30 мин.
Акцентируйте детям на том, что сначала каждое новое упражнение следует выполнять медленно, чтобы быстро не устать.
Следите, чтобы дети как можно точнее выполняли движения и приемы.
Проводите некоторые упражнения в форме соревнований.
Постепенно усложняйте упражнения:
– ускоряйте темп выполнения;
- выполняйте с закрытыми глазами;
- приобщайте движения глаз к движениям рук;
- приобщайте дыхательные упражнения;
– применяйте метод визуализации;
- выполняйте упражнение под музыку или стихотворное сопровождение, в движении.
Еще подборка упражнений по нейробики для первоклассников
Зажигаем звезды
Вытяните руки прямо перед собой ладонями вниз. Одну ладонь сожмите в кулак, пальцы второй — растопырьте. Ритмично меняйте позиции рук и приговаривайте: «Звездочка запылала и погасла».
Кольца из пальчиков
Поочередно соединяйте пальцы рук в кольцо с большим пальцем: большой с указательным, большой со средним и тому подобное. Поэтому как можно быстрее перебирайте пальцами. Выполняйте упражнение от указательного до мизинца и наоборот.
Через некоторое время усложняйте упражнение. На левой руке соедините указательный и большой пальцы, а на правой — большой и Мизинец. В такт счету или под музыку выполняйте левой и правой рукой одновременные разнонаправленные движения. На левой руке соединяйте поочередно большой палец со средним, безымянным и мизинцем, а правая соответственно с безымянным, средним и указательным.
Кулак-ребро-ладонь
Последовательно изменяйте позиции рук на плоскости парты:
- ладонь, сжатая в кулак;
- ладонь ребром;
- распрямленная ладонь.
Через некоторое время усложняйте упражнение и выполняйте движения в другом порядке.
Лезгинка
Левую руку сожмите в кулак, большой палец отставьте в сторону, кулак разверните пальцами к себе. Прямой ладонью правой руки в горизонтальном положении коснитесь мизинца левой. Поэтому одновременно изменяйте положение правой и левой рук с ускорением.
Змейка
Скрестите руки ладонями друг к другу, сцепите пальцы «в замок», выверните руки к себе. Двигайте только тем пальцем той руки, которые назвал воспитатель. Пальцем следует двигать точно и четко. Касаться его пальцами другой руки нельзя. Последовательно "привлекайте" все пальцы обеих рук.
Велосипед
Выполняйте упражнение в парах. Станьте друг напротив друга, коснитесь ладонями ладоней партнера. Совершайте вместе движения, напоминающие движения ног во время езды на велосипеде.
Погладили — похлопали
Выполняем упражнение в парах. Одну ладонь положите на плечо партнера, вторую — ему на голову. Одновременно погладьте партнера по голове и похлопайте его по плечу. Сначала потренируйтесь на себе: одновременно одной рукой гладьте себя по голове, а второй — хлопайте по животу.
Еще интересные упражнения нейробики:
Упражнения для стимуляции работы мозга, которые подойдут детям - подросткам и взрослым
1. Новое окружение.
Сходите туда, где вы еще никогда не были или куда заходите очень редко.
2. Изменение ежедневных движений.
Это упражнение укрепляет нервные связи и так же может создавать новые. Например, возьмите вашу компьютерную мышку (зубную щетку, ручку и другие предметы ежедневного пользования) в другую руку (если вы правша, значит в левую и наоборот) и начните управлять ею. Если в результате у вас появится ощущение неуверенности и неудобства, не переживайте: ваш мозг учится новым навыкам.
3. Новые маршруты.
Меняйте привычные маршруты дороги к назначенному месту (в магазин, на учебу или работу), по которым привыкли ходить каждый день, даже если они займут больше времени. Привычная дорога притупляет восприятие реальности. Ищите новые маршруты. Таким образом развивается пространственная память.
4. Нестандартные ответы.
Отвечайте на стандартные вопросы нестандартно. Даже на вопрос "Как дела?" можно ответить десятками разных фраз.
5. Монеты.
Если вы застряли в длинной очереди, нащупайте в кармане монетку и старайтесь, не глядя на нее, различать номинал только пальцами. Упражнение полезно делать, когда вы кого-либо или чего-либо ждете. Это неплохо развивает моторику пальцев, внимание и память. Время идет скорее, и ожидание становится не таким тягостным.
6. Новая информация.
Читайте новые журналы и газеты на темы, которыми раньше не интересовались.
7. Кроссворды и головоломки.
Решение кроссвордов, логических загадок, головоломок, складывание пазлов – отличный способ заставить свой мозг работать, а тем самым поддержать его активность. Разгадывайте их чаще и тренируйте свой мозг.
8. Телевизор без звука.
Выключите звук телевизора и, глядя на изображение, пытайтесь воспроизвести диалог или монолог.
9. Новый темп.
Это упражнение можно сделать в выходной день. Если вы обычно все делаете медленно, старайтесь ускорить темп в 2 раза. Если же вы и минуты не можете усидеть на месте, заставьте себя все делать неспешно. Это требует большой концентрации.
10. Шутки.
Придумывать новые шутки и анекдоты - очень интересно и полезно для мозга. Это не только стимулирует умственную активность, но и развивает способность мыслить креативно.
11. В пределах своей квартиры пробуйте по несколько минут в день ходить вслепую. Это разовьет вашу память и» разбудит " другие органы чувств.
12. Обновление гардероба.
Как ни странно, образ человека во многом зависит от того, во что она одевается. Загляните в свой гардероб и купите вещи, которые в нем не встречаются.
13. Новое хобби.
Не упускайте возможности заняться новым видом спорта или хобби.
14. Будьте уверены в себе!
Если вам предлагают решить любую творческую задачу, в которой вы не специалист, возьмите ее. Мозг, лишенный привычных рутинных рамок, заработает активнее в поиске нового решения.