Большую часть суток ребенок находится в статическом положении, то есть сидит:
- в школе во время занятий;
- дома, когда выполняет домашние задания, читает, просматривает телепередачи или играет в компьютерные игры.
При этом ребенок несет крупнофизическую нагрузку. Статическая нагрузка вступает в противоречие с физическим развитием ребенка.Как следствие - развитие болезни.
У ребенка снижается работоспособность, проявляются негативные эмоции, ухудшается самочувствие. Ребенок жалуется на головную боль. Кое-кто из детей начинает нарушать правила поведения на уроке. Поэтому при обнаружении у детей первых признаков переутомления необходимо делать перерывы, во время которых дети бы могли выполнять несложные физические упражнения. Такие перерывы во время урока (физкультминутки) способствуют улучшению функционирования мозга, восстанавливают тонус мышц, которые поддерживают правильную осанку, снимают напряжение с органов зрения и слуха, с уставших от письма пальцев.
Физкультминутка включает 3-4 упражнения, хорошо знакомые детям и легкие для выполнения. Каждое упражнение выполняется 3-4 раз в среднем темпе.
Физкультминутки проводятся, как правило, после 20-30 мин. работы. Продолжительность физкультминутки 2-3 минуты. Упражнения должны подбираться таким образом, чтобы в течение дня целенаправленно нагружались и расслаблялись различные группы мышц детей: плечевого пояса, спины, тазобедренных суставов. Необходимо включать в комплекс упражнения для отдыха, дыхательные упражнения, Упражнения на координацию движений.
Организация физкультурных минуток предполагает подготовку помещения и учащихся, которые для выполнения упражнений должны закрыть книжки, тетради и положить их на середину парты, расcтегнуть воротнички. Дежурный открывает окно или форточку. Хорошо, когда ученики умеют проводить физкультурные минутки самостоятельно. Проводить физкультурные минутки может дежурный или физорг. Упражнения рекомендуется выполнять стоя возле парты или сидя за партой.
Чтобы процесс выполнения физических упражнений был интересным для детей, необходимо время от времени менять упражнения (каждые 2-3 недели), выполнять их под музыку, включать танцевальные движения.
Детям нравятся физкультминутки, которые сопровождаются стихотворными текстами. Чтобы у детей не сбивался ритм дыхания, их движения были точными и сильными, при проведении таких физкультминуток учитель проговаривает текст, а дети выполняют упражнения.
Физкультминутки разных видов:
Комплекс упражнений 1 (сидя за партой)
1. Исходное положение - руки на парте, вытянутые вперед;
- 1-2 – поднять руки вверх, потянуться;
- 3-4 – вернуться в исходное положение, 2-3 раза.
2. Исходное положение - руки за головой, локти вперед;
- 1-2-3 – локти развести в стороны, прогнуться.
3. Исходное положение - руки за голову;
- 1-руки вверх, потянуться;
- 2-в исходное положение;
- 3-4 – то же самое, 2-3 раза.
4. Исходное положение - руки на пояс;
- 1-наклон вправо;
- 2-Наклон вперед;
- 3-наклон влево;
4-Исходное положение то же самое. То же самое в другую сторону.2-3 раза.
5. Исходное положение – руки к плечам, локти прижать к туловищу;
- 1-2-3-4 – вращение рук вперед; 5-6-7-8 – то же самое назад, 2-3 раза.
Комплекс упражнений 2 (стоя за партой)
Исходное положение - основная стойка;
- 1-2-3-4 – поднять руки вверх, сжимая и разжимая пальцы;
- 5-6-7-8 – медленно руки вниз, сжимая и разжимая пальцы, 2 раза.
2. Исходное положение - основная стойка;
- 1 - дугами вперед руки вверх, потянуться, вдох;
- 2-опустить руки, выдох;
- 3-круг головой вправо;
- 4 - тоже самое – влево 2-3 раза.
3. Исходное положение - стойка, руки на пояс,
- 1-правую ногу в сторону на носок, наклон вправо;
- 2 – исходное положение;
- 3-4 – то же в другую сторону 2-3 раза.
4. Исходное положение - стоя, руки на пояс,
- 1-наклон назад;
- 2 – исходное положение;
- 3-наклон влево;
- 4 – исходное положение;
- 5-наклон вперед;
- 6 – исходное положение;
- 7-наклон вправо;
- 8-Исходное положение; 2-3 раза.
5. Исходное положение - стоя, руки перед грудью,
- 1-руки вверх, подняться на носочки;
- 2-руки на пояс;
- 3-руки вверх, подняться на носочки;
- 4-Исходное положение; 2-3 раза.
Комплекс упражнений 3 (для развития дыхания)
1. Исходное положение - стать ровно, руки вниз;
- 1-2 – руки в стороны – вдохнуть;
- 3-4 – резко обнять себя руками за плечи – выдохнуть. Повторить 3-4 раза.
2. Исходное положение - стать ровно, руки вниз.
- 1-2 – руки в стороны – вдохнуть;
- 3-4 – присесть, обнять руками колени – выдохнуть.Повторить 3-4 раза.
3. Вдохнуть широко открытым ртом, выдохнуть носом. Повторить 4-5 раз.
Комплекс упражнений 4 (гимнастика для глаз)
1. Быстро поморгать глазами; закрыть глаза и посидеть спокойно, медленно считая до 5. Повторить 4 -5 раз.
2. Крепко зажмурить глаза. Сосчитать до 3, открыть глаза и посмотреть вдаль. Сосчитать до 5. Повторить 4 – 5 раз.
3. В среднем темпе проделать 3 – 4 круговых движений глазами в правую сторону, столько же – в левый. Расслабив глазные мышцы, посмотреть вдаль на счет 1 –
6. Повторить 1 – 2 раза.
Комплекс упражнений 5 (для профилактики близорукости)
1. Исходное положение - ноги на ширине плеч, руки в бока.
- Круговые движения вперед и назад. Все время следить за кончиком большого пальца. Повторить 3-4 раза.
2. Исходное положение – сесть на стул.
- Зажмуриться и открыть глаза. Повторить 3-4 раза. Выполнять в среднем темпе.
3. Вытянуть руку вперед.
- Посмотреть на указательный палец вытянутой руки на счет 1 – 4. Потом перенести взгляд вдаль на счет 1 – 6. Повторить 4 – 5 раз.
Книги с физкультминутками
-
Занимательные игры. Пальчиковая гимнастика, игры, считалки, физкультминутки - Наталия Овезова
-
Физкультминутки. 50 упражнений для начальной школы - Ирина Андржеевская
Скачать подборки с физкультминутками
Пример физкультминутки:
Чок, чок, чок, чок,
Разомну я кулачок!
Буду пальчики считать:
Раз, два, три, четыре, пять!
Пальчик, пальчик, где ты был?
С этим братцем в лес ходил.
С этим братцем щи варил.
С этим братцем кашу ел.
С этим братцем песни пел.
Этот пальчик — хочет спать.
Этот пальчик — бух в кровать.
Этот пальчик — уж уснул.
Этот — рядом прикорнул.
Этот пальчик — спит давно.
Все спят.
Пальчики проснулись!
Каждый пальчик хочет спать.
Этот пальчик — лег в кровать.
Этот пальчик — чуть вздремнул.
Этот пальчик — уж уснул.
Этот — ляжет на бочок.
Получился кулачок.
Встали пальчики. Ура!
Всем играть опять пора!
Пример каротчки:
Большой — маленький Дети выполняют движения по тексту стихотворения. Сначала буду маленьким, К коленочкам прижмусь. Потом я вырасту большим, До лампы дотянусь.
|
По ровненькой дорожке По ровненькой дорожке, Дети идут шагом, По ровненькой дорожке Шагают наши ножки, Раз-два, раз-два, По камешкам, по камешкам, прыгают на двух ногах, По камешкам, по камешкам... В яму — бух! приседают на корточки
|
Карточка№ 1 . «Детский сад»
Детский сад, детский сад, Он всегда детям рад. Хлопки на каждое слово. Беду в садике играть Разовый показ жеста "ку-ку". И конструктор собирать, Развороты кистей в разные стороны, пальцы кистей соприкасаются. И игрушки за собой убирать. Рука двигается вправо-влево. Буду бойко танцевать Приседание. И лепить, и рисовать, Имитировать лепку, рисование.
|
Карточка№ 2. «Игрушки»
Буратино потянулся. Руки поднять вверх и потянуться на носочках. Раз - нагнулся, два - нагнулся. Наклоны влево и вправо. Руки в стороны развел, Развести руки в стороны. Ключик, видно, не нашел. Вращения руками перед грудью. Чтобы ключик нам достать, Нужно на носочки встать. Руки поднять вверх и потянуться на носочках.
|