Выборка содержательных тестов, которые помогут каждому учителю выяснить психологическое состояние своих учеников, уровень их агрессии и наличие тревожных состояний, связанных со школой.
Проективная методика "Дерево"
Авторы-Джон и Дайан Лампены, английские психологи.
Оборудование: лист с распечатанным рисунком, карандаши красного и зеленого цвета.
Инструкция: Распечатайте листы с изображением дерева и раздайте школьникам. Объясните детям, что на этом дереве живет сообщество лесных человечков, каждый из которых имеет свое настроение, занимается своим любимым делом и занимает соответствующее положение на дереве. Попросите каждого ученика обвести на своем листе красным цветом того человечка, с которым он отождествляет себя сейчас, и зеленым – каким бы ему хотелось быть.
Бланк диагностирования школьников:
Позиции, которые выбирает ученик, являются отождествлением его реального (каким он является) и идеального (каким бы хотел быть) положения. Есть ли между ними различия? При интерпретации результатов стоит обратить внимание не только на то, каких именно человечков выбрал ученик, а также то, есть ли между реальным и желаемым изображениями различие. Это свидетельствует о том, насколько комфортно себя чувствует школьник, находясь в определенном психологическом состоянии.
-
Выбор позиций № 1, 3, 6, 7 характеризует установку на преодоление препятствий;
-
№ 2, 19, 18, 11, 12 – общительность, дружескую поддержку;
-
№ 4-устойчивость положения (желание добиваться успехов, не преодолевая
-
трудности);
-
№ 5 – утомляемость, общая слабость, небольшой запас сил, застенчивость;
-
№ 9-мотивация на развлечения,
-
№ 13, 21 – отстраненность, замкнутость, тревожность;
-
№ 8 – характеризует отстраненность от учебного процесса, уход в себя;
-
№ 10, 15-комфортное состояние, нормальная адаптация;
-
№ 14-кризисное состояние, «падение в пропасть».
-
Позицию № 20 часто выбирают как перспективу учащиеся с завышенной самооценкой и установкой на лидерство.
С помощью этого простого и в то же время информативного теста можно выяснить психологическое состояние ребенка, его уровень самооценки и выявить причины проблем в общении со сверстниками, одноклассниками и взрослыми.
Проективная методика "Школа"
Автор - Алла Баркан, доктор медицинских наук, педиатр и детский психолог.
Оборудование: лист бумаги и цветные карандаши или фломастеры.
Инструкция: Раздайте ученикам белые листы и попросите нарисовать, как они воспринимают свою школу.
Пример детского рисунка школы:
Анализируя рисунок каждого школьника, обратите внимание на следующие параметры:
- цветовая гамма;
- линия и характер рисунка;
- сюжет.
По каждому из параметров определяется балл от 0 до 2. Для общей оценки баллы суммируются.С помощью этого теста можно определить отношение ребенка к школе и уровень его тревожности, связанный с учебой. Рисунок анализируется по таким критериям, как цветовая гамма, линии и характер рисунка, а также общий сюжет.
1. Цветовая гамма:
- 2 балла – в рисунке преобладают яркие и светлые тона и их сочетания (желтый, светло-зеленый, голубой и др);
- 1 балл – в равной степени присутствуют светлые и темные тона;
- 0 баллов – рисунок выполнен в темных тонах (темно-коричневый, темно-зеленый, черный).
2. Линия и характер рисунка:
- 2 балла – объекты прорисованы тщательно и аккуратно (используются длинные, сложные линии разной толщины, нет "разрывов" контура).
- 1 балл - на рисунке присутствуют обе характеристики.
- 0 баллов – объекты изображены небрежно, схематично, линии двойные, прерываются, одинаковой длины и толщины, слабая линия.
3. Сюжет рисунка:
- 2 балла – симметричное изображение (рисунок школы занимает центральное место на листе); наличие деталей и элементов декорирования, изображение различных предметов, яркий пейзаж (цветы, деревья, воздушные шары и т. д.), изображения детей, идущих в школу или сидят за партами, учителей и процесса обучения; теплое время года и безоблачное небо.
- 1 балл – обе характеристики присутствуют.
- 0 баллов – ассиметричность рисунка отсутствие деталей, отсутствие людей или изображения детей, идущих в школу в холодное время года; темное время суток.
Анализ результатов
- 6-5 баллов - у ребенка сложилось эмоционально благополучное отношение к школе и учебе, он открыто воспринимает учебные задачи и взаимодействия с учителем.
- 4-2 балла - у ребенка есть некоторая тревога по поводу школьного обучения, необходимо расширить круг его знаний и представлений о школьно-учебной деятельности, сформировать положительное отношение к учителю и одноклассникам. Причинами тревог могут быть нервозность, необдуманные высказывания взрослых, негативный опыт обучения в школе старших детей.
- 1-0 баллов - у ребенка явно выражен страх перед школой, часто это приводит к неприятию учебных задач и отказа от учебной деятельности, трудностей в общении с учителем и одноклассниками.
Проективная методика «Вулкан»
Автор-Ирина Вшивкова, семейный психолог.
Инструкция: Попросите ребенка на листе нарисовать цветными карандашами вулкан. Он может быть любого размера, цветной расцветки.
Пример вулкана, который может нарисовать школьник:
При интерпретации рисунка обратите внимание на следующие параметры:
-
вид и размер вулкана;
-
наличие извержения;
-
размещение рисунка на листе;
-
цветовая гамма рисунка;
-
наличие дополнительных деталей (облака, растения, животные и прочее).
Вулкан
Изображение вулкана (гора, возвышенность) характеризует уровень эмоциональности ребенка. В первую очередь следует обратить на размер вулкана.
Чем крупнее вулкан, тем более эмоционален автор рисунка. Условно «нормальным» (средним, типичным) является изображение вулкана примерно на 1/2 листа.
Вулкан, занимает 2/3 листа и более, служит признаком высокой эмоциональности: ребенок переживает интенсивные эмоции, имеет сильную внутреннюю реакцию на события, происходят. Вулкан, размеры которого меньше 1/3 листа, указывает или на не высокую эмоциональность и незначительный отклик внешних событий во внутренней жизни ребенка, или на наличие «психологической запрета на эмоции. Подобный "запрет" формируется под влиянием воспитания и личного опыта. Как правило, это неосознаваемое желание избежать эмоций – всех или некоторых, например, гнева.
Анализируя изображение вулкана, обратите внимание на характер линий. Мелкое штриховки, исправления, перерисовки указывают на тревожность; большие
штрихи-на импульсивность. Сильный нажим, жирные линии рисунка свидетельствуют о напряжение, стремлении к доминированию; слабый напор, еле заметные линии-о робости, чувство незащищенности.
Извержение
Извержение отражает специфику выражения эмоций наружу. Извержение лавы вверх и в разные стороны-показатель того, что ребенок прямо и бурно
выражает свои переживания и чувства. Лава, стекающая вниз по вулкану, – символически отражает сильные переживания, которые глубоко задели ребенка, его травматический эмоциональный опыт. Эти эмоциональные события, к которых ребенок бессознательно возвращается снова и снова. Если вулкан выбрасывает только дым или пар-ребенок в некоторой степени проявляет свои эмоции, но делает это не прямо, не в полной мере. То есть то, что реально пережито и внешнее проявление не вполне или вообще не совпадают. Отсутствующее извержение-знак того, что ребенок вообще не показывает свои чувства. Используя эту методику, вы можете встретить рисунки, на которых жерло вулкана покрытое льдом или заснеженное. Это символическое выражение " замороженной эмоциональности", запрета на эмоции, их вытеснения из сознания. Довольно часто в рисунках извергающихся вулканов встречаются камни, что летят в разные стороны. Это показатель определенных разрушительных тенденций, характерных для агрессивных людей, а также для тех, кто пережил жизненные события и оценивает их как удары.
Дополнительные детали
Часто рядом с вулканом рисуют другие объекты. Каждый из которых носит символический характер и отражает что-то актуальное и значимое для ребенка, поэтому обязательно учитывайте их при анализе рисунка. Все варианты описать невозможно-приведем типичные.
Если нарисованы люди – спросите, кто это (например, семья, группа отдыхающих, влюбленная парочка, одинокий путешественник, жертвы извержения). Изображения людей символически отражает то, как видит себя ребенок в межличностных отношениях – включенным в них либо одиноким, счастливым или несчастным, успешным или грустным.
Дома чаще всего символически обозначают значимые человеческие общности, например, родной дом и семью, сверстников и тому подобное.
Животные, как правило, отражают представления ребенка о доброжелательности или опасности мира: он состоит из хищников или безобидных существ, ужасных или
милых созданий.
Изображение вулкана среди подобных объектов-гор или других вулканов – говорит о сильной включенности ребенка в межличностные отношения, его стремлении избегать одиночества, объединяться.
Солнце – выражает потребность в большей любви и поддержке от окружающих; часто служит показателем постоянного влияния сильной родительской фигуры в жизни ребенка;
Луна – скрытность, потаенность, тяга к таинственному;
Облака-неприятные текущие жизненные обстоятельства.
Чем большее количество дополнительных, не заданных инструкцией объектов на рисунке, тем в большей степени ребенок испытывает тревогу перед неопределенностью.
Расположение рисунка на листе
Анализируя расположение рисунка, обратите внимание на то, смещен ли он относительно осей симметрии вправо или влево, вверх или вниз.
Смещение от центра вправо указывает на ориентацию на будущее, уход от настоящего вперед, на мечты и фантазии о будущем; влево-на отход от настоящего назад, возвращение к прошлому, иногда на фиксацию на прошлых переживаниях.
Нижняя и верхняя половины листа отражают соответственно бессознательные и осознанные переживание. Если большая часть объектов и деталей расположена ниже горизонтальной оси листа, это свидетельствует о малой осознанности переживаний, активному влиянию бессознательных процессов на повседневные события и отношения.
Расположение выше горизонтальной оси листа свойственно рациональным личностям, которые хорошо себя понимают.
Существует также определенная связь с самооценкой и уверенностью: чем ниже расположен рисунок на листе, тем в меньшей степени человек на данный момент уверен в себе и готов к действиям.
Цветовая гамма
Цвета, использованные в рисунке, дополняют сведения об эмоциональном состоянии ребенка.
-
Красный – показатель высокой энергичности, эмоциональности, иногда агрессии.
-
Оранжевый - указывает на переживание чувства опасности. Желтый-любимый цвет эмоционально благополучных детей, в целом его использование говорит о положительном эмоциональное состояние ребенка.
-
Зеленый считается признаком уравновешенности; синий – присущи такие черты характера, как напор, самоконтроль, рациональность;
-
фиолетовый - тревожность и тяга к таинственному (свойственное подросткам);
-
черный цвет-протест, также очень характерен для подростков.
Мрачная цветовая гамма, как правило, отражает пессимизм и усталость. Рисунки, выполненные одним цветом (только черным, только красным), свидетельствуют о
нежелание показывать свое истинное эмоциональное состояние. Бессмысленное использование цвета (зеленая лава, фиолетовый вулкан) может быть признаком неадекватности эмоциональных реакций.
Анализируя цветовую гамму, интерпретируйте состояние ребенка осторожно, обязательно сопоставляя между собой все обнаруженные признаки. Обратите внимание на общее впечатление от всего рисунка, попробуйте мысленно оживить его, представить изображение реальным. Определите, какое ощущение от этого возникает: радости, печали, опасности, запущенности.
Также попросите ученика рассказать о своем вулкане, дав ответы на следующие вопросы:
"Какой это вулкан?». Ответ на этот вопрос отражает, как ребенок воспринимает себя. Все названные эпитеты можно непосредственно перенести на личные качества школьника. Если ребенку трудно ответить на этот вопрос, то можно предположить, что у него сложности самопонимания (однако лишь при условии, если диагностирование не вызывает дискомфорта).
«Как помочь вулкану?». Ответ на этот вопрос сигнализирует, каким именно образом можно облегчить эмоциональное состояние школьника. Существует несколько наиболее распространенных ответов на этот вопрос:
«Позволить ему совершить извержение». Ребенок нуждается, чтобы накопленные эмоции были выражены прямо и в полную меру, без сдерживания.
«Охладить его (дождем, облаками, добавить рядом реку)». Ребенок нуждается, чтобы ему помогли снизить интенсивность переживаний, он не хочет делиться переживаниями, а стремится от них избавиться.
«Добавить другие вулканы». Ребенок чувствует себя одиноко, нуждается в близких психологических отношениях и стремится к поддержке.
«Позаботиться о нем». Прямая потребность в заботе и уходе.
"Превратить вулкан в место для развлечения и радости». Ребенок стремится измениться, стать привлекательным, нравиться, активно и позитивно взаимодействовать с другими. Этот вариант особенно характерен для детей, которым не хватает радости и поддержки в семье.
«Ему никак не помочь». Ребенок сопротивляется идеям помощи, не готов к психологическому вмешательству.
С помощью этой диагностики можно выяснить интенсивность и характер эмоциональных переживаний у школьника, а также умение адекватно выражать собственные эмоции. Для диагностики психологического состояния школьника целесообразно анализировать рисунок вместе с ответами школьника на вопрос о сам вулкан.