';

Вы здесь

Рабочие способы привлечения и удержания внимания аудитории

Рабочие способы привлечения и удержания внимания аудитории - скачать бесплатно

Совсем не будет преувеличением сказать, что основной задачей оратора является постоянное удержание внимания своих слушателей на теме рассказа. Можете по аналогии представить себе, что как только внимание отвлекается на что-либо другое, сразу прерывается контакт, по которому слова доходят до сердца, а дальше – и в мозгу человека (да, именно в такой последовательности). Фокус внимания – это как поток света, только собранный воедино, он может лазером разрезать предметы, зато распылен не оказывает никакого видимого влияния.

Можно пересылать файлы с одного компьютера на другой, если сетевой кабель не подключен?

Держать внимание зрителей – это настоящее искусство, правда, ничего трудного тут нет, нужно лишь быть готовым самому/-ой постоянно меняться. И, конечно, присутствовать «здесь и сейчас».

Так какие есть техники привлечения внимания слушателей?

Условно все техники можно разделить на:

  • словесные, 
  • аудиальные, 
  • невербальные
  • психологические. 

Условно – потому что редко когда мы используем технику в чистом виде: вероятнее, учитывая специфические условия, подстраиваем ее под себя.

Словесные техники привлечения внимания аудитории

Они базируются на определенных словах, которые сами по себе вызывают подсознательный интерес. Среди них можно выделить :

1. Называние кого-либо из участников по имени.

Очень действенный способ. А помня, что аудитория – цельная, обращаясь к другу, мы обращаемся ко всем.Рекомендую для этого запоминать имена во время представления или знакомиться с участниками заранее. Невероятно запоминающимся, когда на встрече оратор поименно обращается к всех своих слушателей, запомнив их имена с первого раза. И это только снаружи кажется сложной затеей и только для людей с феноменальной памятью: толика практики, и вам это легко. Даже на студенческих парах фразы «Иван, расскажите тему 28» и «Студент, расскажите тему 28» будут восприниматься совершенно по-разному. Наше имя – это самое приятное слово, которое мы только можем услышать, это вырывание человека из общей серой массы и обращение к его личности. Это как настроить радиоприемник на волну так, чтобы не было слышно никаких шумов и звук доходил безупречно чисто.

2. Комплимент слушателям.

Комплименты можно раздавать любые,а не только в начале и в конце. Люди любят, чтобы им делали что-то приятное, так почему же этим не воспользоваться, тем более есть так называемое упреждение ожиданий (как вы относитесь к своим слушателям, такими они и будут). Комплимент – это не подхалимство, не подачка и не оценка – это вербальное формулирование того приятного, что вам хотелось сделать для тех, кто на встречи с вами. Ничто так не меняет человека, как доброе слово. «Вы великолепны!», «Спасибо за то, что Вы есть!», «Восхищаюсь Вами!», «Очень интересная вы группа/коллектив/команда, вы...». Единственная оговорка: все сказанное должно быть искренним и идти от чистого сердца.

  1. Использование фразы «мы с вами».

Если фраза не используется как контроверсионная («Мы с вами в прошлый раз делали коллаж» – «Неправда, ничего подобного, мы пели»), то подсознательно воспринимается положительно, потому что местоимение «мы» объединяет необъединяемое и позволяет почувствовать общий дух и единение даже там, где его раньше не было. Фраза является образцом поиска сходства и уравнивание ценностей, что способствует взаимопониманию.

  1. Употребление слов: «интересно», «внимательность», «впервые», «новый».

И хотя эти слова имеют разные значения, всех их объединяет определенная содержательная новизна. То есть, употребляя слова о любопытство, мы тем самым формируем в головах слушателей отношение к нашего выступления в том виде, в котором мы хотели бы: «интересно было бы отметить...», «совершенно новый подход...», «это впервые было исследовано...» Такие простые слова оживляют аудиторию, стоит лишь не злоупотреблять тем самым эпитетом.

Кстати, в выступлении также важно избегать негативных слов, ибо все они, как репей, пристают к оратора. Любое негативное слово вызывает такие же ощущения у человека, поэтому публичное выступление вряд ли можно считать удачным, если оратор большую часть выступления посвящает негативу и проблемам.

  1. Рассказ о том, что объединяет.

Вас с Вашими слушателями точно есть чем объединять: дерево за окном, снег на улице, погода на завтра, политика после выборов. То, что касается жизни целой страны в теме, что у всех на слуху, что-то, что является объединением с тем, что вокруг (помещение, доска, вечерние/дневные часы), что-то такое, что может не иметь места и времени (тепло, комфорт, удобство). Но описывая или рассказывая, или даже любуясь внешним видом, важно искать то, что объединит на конкретный момент. «Как сегодня красиво падает снег за окном», – простая фраза, а вызывает в других желание посмотреть в окно, Вы объединили и завладели вниманием: «И то, что мы сейчас вместе здесь, в этом зале, дает нам возможность еще раз задуматься, какой...», – теперь сконцентрированное внимание переводите в нужное Вам русло. Практикуйтесь в обыденных разговорах находить внешние (а еще лучше – внутренние) факторы, которые объединяют.

  1. «Когда я к вам шел...»

То, что произошло недавно, всегда вызывает повышенный интерес. К любой теме доклада можно вспомнить что-то особенное, что имело место до начала Вашего выступления, или даже рассказать то, что было раньше в похожей ситуации: «Однажды, когда я шел в таких же любознательных и милых мне людей, я... увидел автомобиль, который...; ...встретил бабушку, что...; ...почувствовал на себе свежее дыхание весеннего...; ...нашел...; ...услышав пение соловья, понял...; ... ежик перебегал...» – тысячи самых разнообразных действий могли произойти с Вами, и, будьте уверены, это будет интересно и Вашим слушателям. Как подвид можно использовать последние новости («Только что приняли закон...»; «5 минут назад состоялась...»; «Именно сейчас случилась беспрецедентная событие...»).

  1. «Знаете», «понимаете», «хотели бы».

Слова, которые привлекают внимание, задействуя в подсознании слушателя примерно такую схему: «Ага, это про меня, о том, что я уже знаю. Интересно, а что я уже знаю? А действительно ли я это знаю? ...Хм... дай подумаю... угу... вон оно как». Это описание внутреннего диалога на подсознательном уровне. Но самое главное из всего, что мы побудили человека задуматься над нашей темой.

  1. Слова с сексуальным оттенком.

«Секс, интимность, эротика, обнажение, мазохизм», – этот перечень можно продолжать долго – такие слова обычно резко выдергивают до состояния «здесь и сейчас». Оратору важно этим состоянием только воспользоваться, чтобы распространить важную информацию. Знаю одного человека, который во время лекций, чтобы привлечь внимание слушателей, рассказывая, например, о интегральные модели, время от времени вставляет фразы вроде: «Потом поговорим о том, как это влияет на мужскую и женскую сексуальность», – после этого даже задние ряды начинают шевелиться и проявлять интерес.

Можно такой прием использовать более аккуратно, например: «Итак, мы дошли до почти интимного вопрос в жизни каждого человека – формирование финансового плана на 5 лет (как относиться к китов, которых выбрасывает на берег возле Австралии; какую кастрюлю следует использовать, чтобы сварить макароны). Так, самое интимное, потому что мы не привыкли его так часто обсуждать, да еще и с кем...» Одно слово, пользуемся теми словами, которые подсознание научилась относить к понятиям, связанным с выживанием и продолжением рода.

  1. Анекдот/притча/байка.

Иногда важно сбиться с пути для того, чтобы оттуда показать своим зрителям и рассказать слушателям о большую дорогу – то есть про основную тему. Иногда можно и анекдот и притчу, и байку рассказывать совсем не кстати. В таких случаях они выполняют функцию привлечения внимания или плавных переходов между двумя частями (как рекламная пауза), а со временем можно научиться даже совсем неуместную историю соотносить с контекстом выступления и с целью целом.

  1. Цифры и статистика.

Правда, имеется в виду интересные факты и цифры, потому что иногда доклад пестрит профессиональными цифрами, которую уже мчерез час после начала тяжело воспринимать участникам. Важно провести какие-то аналогии, например: «За минуту сердце взрослого человека перекачивает 4 литра крови, это вот такое ведерко» (показываете). Или: «Если использовать весь кабель, который выпускает наша компания, то им можно обмотать 2 раза весь земной шар по экватору». Важно, чтобы цифры запоминались на уровне образов.

  1. Вопросы (риторические и привлекающие).

«Кто хочет быть счастливым?», «Нужна ли людям справедливость?», «Какое первое слово говорит ребенок?» Мозг запрограммирован на то, чтобы на каждый вопрос найти ответ, это так называемая «потребность вердикта», даже если вопросы риторические и по определению ответы не нуждается.

А пока Ваши слушатели задумались, Вы можете предложить свой вариант ответа на старые, как мир, вопрос. Стоит также ставить привлекая вопрос: «Кто сегодня утром завтракал?», «Есть ли среди вас вегетарианцы?», «Кто в детстве прогуливал школу?», «Хотели бы вы больше узнать о жизни игуаны?» В случае риторических вопросов, мы, как малые дети, отвлекаемся от всех дел и мчимся навстречу чему-то неизведанному, что еще нужно понять и исследовать.

  1. Фразеологизм.

«Быть, как два сапога пара», «разбираться, как свинья в апельсинах», «заткнуть за пояс», или «писать вилами по воде» – все это великолепные примеры образного народного творчества, фольклора, который необходимо использовать и обогащать им собственные выступления. Правда, для того, чтобы легко находить удачные народные выражения, их нужно коллекционировать и собирать, как это делал когда-то Борис Гринченко или, например, будители с Русской тройке.

Как разновидность, можно использовать в начале фразу «как говорит моя бабушка...», или «как некогда говорил один из моих преподавателей...», или «как говорил покойный художник...» Это еще один способ хорошего привлечение внимания, потому что ссылки на кого-то увеличивает авторитетность самого доклада и также превращает наш задел на более достоин внимания. Это может быть отражено в таком способе привлечения внимания, который, пожалуй, не стоит описывать, но о котором стоит напомнить:

  1. Цитаты великих (умных) людей.

Это не исчерпывающий перечень всех слов, которые привлекают внимание, и его можно бесконечно долго расширять, учитывая запросы отдельных групп или, скажем, странные слова на иностранном языке, несозвучна с нашей, или вспоминая фамилии известных людей или тех современников, кто находится «на слуху» в обществе.

Аудиальные техники - привлекаем внимание произношением

1. Использование пауз

Трудно найти более эффективный инструмент, чем пауза. Пауза – это постамент для ваших слов: чем длиннее пауза, тем выше постамент, а, следовательно, слова воспринимаются слушателями как более важные. Помните, что можно создать такой постамент, на котором не будет видно самого памятника, – это о слишком длинную паузу. Сазвичай людям трудно выдерживать паузу, и поэтому это одно из основных умений оратора. Умение правильно молчать является также залогом ответственного общения. Оно показывает, что человек владеет собой, имеет богатый «внутренний мир» и не зависима от внешних раздражителей и изменений вокруг.

2. Изменение ритма речи

Желательно, чтобы по барабанным боем шло спокойное и плавное звучание свирели, а быстрый марш менялся успокаивающей музыкой весеннего утра. Это, конечно, не означает, что нужно приносить с собой магнитофон и включать соответствующую музыку, а скорее то, что стоит своим голосом задавать ритм (а какой ритм обычно задаете вы?) и для удерживания внимания постоянно менять его, чередуя плавность и скорость, жесткость и нежность – то есть задавая определенную цикличность с диапазонами и амплитудами. Чтобы научиться это делать, рекомендуем анализировать ритмы ораторов, которых ви видите повсеместно (с экранов телевизоров, на работе, на занятиях, на улице или в магазине), очень быстро таким образом можно научиться подстраивать слушателей под свой ритм. Задумайтесь: все в мире имеет ритмическую природу: погода, Луна, Земля, чувственные состояния, экономика, человеческая жизнь – так же и добрый выступление тоже должна иметь свой особый ритм. Прислушайтесь. Воспроизведите.

3. Изменение громкости

Попробуйте включить радиоприемник и во время звучания музыки поиграть с регулятором громкости. Можно ли в то время быть невнимательным к звуку? Наверное, нет. Конечно, если крутить слишком быстро, то такое звучание обязательно начнет раздражать, впрочем, если выполнять такое действие лишь время от времени, то единственным эффектом будет именно привлечение внимания. Как и в других случаях, остается напомнить, что нет единой правильной громкости, а есть лишь постоянная ее смена, которая привлекает внимание. Вспомните, например, представление боксеров на ринге: сначала ведущий стишает голос дальше все по нарастающей доходит до верхнего пикового состояния и наконец переходит к своего привычного уровня громкости. Все выступление так делать не нужно, но иногда для поддержания внимания это даже желательно.

4. Изменение тембра

Обычно ничего в голосе так не раздражает, когда взрослый дядя говорит таким тоненьким голосочком, словно Зміючка Оленка в сказке про Ивасика-Телесика или молодая девушка хрипит, как будто какой горький пьяница. Жизнь непредсказуема, и случаи бывают разными, можно застудитись, а где можно сорвать голос и начать «пищать». Но в этом случае речь идет о пользе тренировки возможности проявлять различные тембры голосу. Иногда сознательно «срывая» голос (пискнув), можно добиться лучших результатов по привлечению внимания, можно, конечно, время от времени начать хрипеть. Кстати, такое умение позволит вам «сыграть» на сцене диалог между людьми, или в быту в двух, трех, четырех ролях прочитать ребенку сказку.

5. Гипнотическое вещание

Разговор низким, тихим, медленным плавным голосом по праву может считаться гипнотической произношением, потому что заталкивает людей в состояние транса и самороздумів. Она имеет очень своеобразное влияние на слушателей – все сразу фокусируются на вас и жадно подсознательно и сознательно ловят каждое слово. Не факт, что такое состояние можно держать вечность, но на несколько минут полностью переконцентрувати внимание благодаря этому способу сможет даже новичок с определенной готовностью к «проб и ошибок».

6. Изменение интонации

Интонацию и ударения нужно постоянно менять. Иначе получится как в анекдоте: сидит отец, сокрушается, подходит жена, спрашивает что такое. «Вот, – говорит, – сын наш написал письмо из университета». – «А что пишет?» – «Папа, вышли денег». Нет чтобы написать нормально: «Папа, вышли денег». Через интонацию передается вся эмоциональная окраска текста и если этого не учесть, то в общении, как и в кулинарии, вместо «селедки под шубой» выйдет самый обыкновенный «винегрет».

Для того, чтобы научиться умению привлекать внимание голосом, стоит много читать вслух. Такое умение обязательно пригодится, как в повседневной жизни, так и при деловых переговорах, или даже в дискуссиях в бытовых вопросах. Читать стоит или речи выдающихся людей, которых сейчас предостаточно в интернете (сразу можно анализировать и их структуру), а также прекрасно подойдут стихи, например, Лины Костенко, или сонеты Шекспира – на языке оригинала, конечно. Кстати, декламирование – это действительно хороший способ изучать иностранный язык. Попробуйте!

Какую технику вы бы не выбрали, помните о собственной ответственности за общение.

Невербальные сигналы

Интересной группой способов, которыми можно привлекать внимание зрителей, есть невербальные сигналы заинтересованности. Их можно использовать как и отдельно от словесных и аудиальных техник, так и вместе с ними.

1. «Блеск» глаз

Достаточно незаметный и такой, что привлекает положительное внимание движение, при котором нижнее и верхнее веко напрягаются и обнажают белок вокруг радужки глаза. Довольно необычно сделать впервые, но как только увидите, какой интересный эффект вызовет, сразу захочется освоить эту технику. Замечу, что при этом движении брови не поднимаются. «Блеск» стоит делать на ключевых словах выступления, «маркируя» то, что по вашему мнению должно запомниться больше всего. Нельзя использовать более чем десяток раз за все время выступления, иначе будет восприниматься как нервный тик.

2. Поднимание бровей

Это мимический сигнал заинтересованности. А нам интересны те, кто интересуется нами. Попробуйте пройтись по улице сквозь серый толпа людей, задумчиво бредут по меланхоличных улицах – это обязательно привлечет их внимание и некоторые даже в ответ поднимет на вас свой заинтересованный взгляд. А в закрытом помещении такое движение привлечет еще больше внимания. И как и в первом случае, злоупотреблять им не стоит, иначе это размоет важность ударений, которые будете делать.

3. Зрительный контакт

Замечательный способ привлечь внимание «блудной овечки». Например, когда кто-то отвлекся от вашего выступления и делится впечатлением с соседом, то лучший способ (особенно если это происходит на глазах у других участников) – это замолчать и, глядя в сторону «овечки», подождать обратной точки зрения. После этого сразу можно продолжать свою речь – «возмутитель спокойствия» все поймет правильно. Кстати, вообще рекомендую выработать в себе единую нерушимую привычку не говорить, когда говорит кто-то другой, и моментально умолкать, когда нет достаточного, на ваш взгляд, внимания. Напомню также, что зрительный контакт – это то, что профилактически нужно поддерживать постоянно и со всеми в равной степени.

4. Резкое движение

Это может быть жест рукой, или если целесообразно – выпад ногой, или даже движение головой, но, как и любое действие, происходящее на непривычной скорости, она заставляет нас непременно среагировать, хотя бы украдкой поглядев в ту сторону, а то и полностью сосредоточено наблюдать за движением. Под необычной скоростью я имею в виду нечто похожее на взмах палочки в руках у какого-нибудь признанного дирижера, или хотя бы и в Гарри Поттера – это уже в зависимости, кто вам ближе к душе. Слишком частые движения будут выдавать деспотизм и некоторую неадекватность вместе с фанатизмом, что позволяет зажигать массы, но отпугивает ближайших сторонников.

5. Изменение дистанции

Когда вы подходите к своим слушателям или отходите от них, это подсознательно заставляет вырваться из мыслей о себе и вернуться в реальность. Попробуйте пройти около водителя автомобиля, который стоит в пробке, почти касаясь его, и вы убедитесь, что ни один не останется равнодушным к вашей действия и обязательно обратит на вас внимание. Это даже при условии больших металлических дверей, а что уж говорить о «беззащитного» слушателя. Правда, злоупотреблять не стоит, потому что распространять ощущение страха. А при отношениях любви между Оратором и Аудиторией страх – не лучший советчик.

6. Использование указательного пальца

Негативный сигнал, за который, например, в феодальной Японии его (палец) принудительно «ампутировали». Мы живем, возможно, в более лояльные времена, но использовать в речи, тем более – показывать на кого – то- не желательно и не приветствуется. Лучше уж использовать открытую ладонь или жест «Ок», но иногда для привлечения внимания слушателей, над которыми вы чувствуете доминирование – стоит использовать и его.

7. Прикосновения и передача некоего предмета

Передавая то или касаясь кого-то одного, можете помнить, что вы касаетесь всех сразу. Прикосновение – это нечто интимное и очень личное, поэтому нужно проводить очень аккуратно. Возможен вариант применения: один из участников нервно щелкает ручкой, сам не понимая этого и не обращая на это внимания, в отличие от остальных присутствующих. Вы подходите и аккуратно, поддерживая зрительный контакт со всей аудиторией, касаетесь руки задумавшегося слушателя. Положительный результат почти гарантирован, только нужно при этом делать плавные и аккуратные предсказуемые движения.

8. Изменение мимического проявления

Наша мимика, как я уже писал, является основой эмоционального общения, и поэтому, когда она будет у вас разработана, так как у Чарли Чаплина, то можете быть уверены – засыпать на ваших выступлениях никому не придется. Состроить гримасу – вот это действительно замечательный способ привлечь внимание. И не бойтесь выглядеть смешными – смешными нас делает собственная неуверенность, а когда вы сами себе внутренне позволяете что-то сделать (например, покривитись или поржать) , то и для других это будет выглядеть вполне нормально.

9. Широкие движения

Широкими можно считать те движения, которые выходят за пределы ваших плеч и выше за подбородок. Они, как и все знаки активности, вызывают интерес, впрочем, если они слишком резкие и агрессивные, то подсознательно могут запугивать.

10. Замирание

Представьте себе, что вы должны сделать шаг, но остановились на півдії – півпоруху не хватило, чтобы сделать что-то полностью. Это непривычно и странно, а значит, гарантированно привлечет внимание слушателей. Попробуйте замереть в следующий раз на полуслове в ежедневном общении и почувствовать наслаждение заинтересованного взгляда другого человека. Продолжительность замирания может быть выбрана произвольной, но завершение действия должно начаться в тот же момент, когда внимание слушателей будет полностью сконцентрирована на вас.

Психологические техники привлечения внимания аудитории

1. Разговор с самим/самой собой

Так... что я хотел вам сказать... странно... почему я не могу это вспомнить... может, сейчас у кого-то попросить подсказки?.. – это произносится без зрительного контакта и совершенно не обращая внимания на слушателей. А что бы еще такое им сейчас придумать... – фраза та или другая будет шокировать необычной формой подачи, но это именно то, что нам нужно. Будьте готовы к экспериментам.

2. Призыв к чести/достоинства/совести/...правды/морали

Такие глобальные общечеловеческие слова способствуют тому, чтобы их слушали. «И достоинство каждого из нас навеки вплетена в систему общечеловеческих
ценностей...», «Где совесть тех, кто поносит родной язык...», «имел честь... сказать, что..?» – держит в напряжении, потому что заставляет сравнивать обобщения выступающего со своими собственными ценностями.

3. Истерика

Когда-то я прочитал одну интересную фразу, о том, что в этом мире верят только истерикам и психопатам. Впоследствии я понял, что так происходит потому, что эти две категории людей 100% верят в свою правоту, а взамен каждая более-менее «в сознании человек» часто колеблется. Так вот, если психопатический раздвоение имитировать сложно, то на то, чтобы впасть в истерику «много ума не надо». Только она должна быть действительно спонтанная и непредсказуемая, беспричинная и краткосрочная.

4. Эпатаж

Не стесняйтесь эпатировать и делать то, что не ожидают (но не «не то, что ожидают»). Если все делать в рамках здравого смысла, то и результат будет закономерно добрым. Но вообще-то желательно интересными познаниями в нехарактерных областях (например, продолжительность жизни мозамбикского таракана на докладе об альтернативных источниках энергии) или не совсем уместными историями, можно также цитатами, словами иноязычного происхождения или оригинальными парадоксами. Единственное чем не рекомендую эпатировать, так это одеждой – он на вас постоянно и в случае чего «отречься» или изменить его, или впечатление от него будет крайне непросто.

4. Крик, плач, странные звуки (Ой! Аааа? Ух!)

Тоже подойдут как форма проявления эмоций, но в зависимости от контекста, в котором они подаются, а также реакции публики. Правда, есть внутренне себе позволить «откалывать такие штуки», потому что это своего рода игра в канатоходца: если все пройдет как задумано: четко и решительно, то останутся честь и слава для потомков, а если сорваться, то можно лишиться всего. Но даже несмотря на такую высокую цену, отказываться от экспериментов я не рекомендую.

Заключение

Итак, мы прошли основные техники для того, чтобы постоянно поддерживать внимание своих слушателей, это очень важно, ибо кто владеет вниманием, тот владеет всем. Помните о важности постоянно меняться и тестировать свои умения, а также берегитесь поиска единственно правильного способа – его не существует. Есть контекст, который определяет средства достижения целей, и настоящее мастерство заключается в том, чтобы уметь применить любую технику в любое время- вот тогда мы действительно можем сказать, что владеем собой.