';

Вы здесь

Проведение мозгового штурма как метода развития дивергентного мышления

Проведение мозгового штурма как метода развития дивергентного мышления - скачать бесплатно

Теоретическая справка

Метод мозгового штурма - это популярный метод выдвижения творческих, креативных идей по определенной проблеме.

Этот метод был предложен Алексом Осборном в 1953 году. Его автор - в первую очередь известный специалист по рекламе и данный метод задумывался как одна из креативных техник именно в области рекламы. Но скоро преимущества мозгового штурма стали понятны специалистам не только рекламного бизнеса, но и в других отраслях, там где требуется генерирование новых нестандартных идей. Другое название этой техники - "ливень идей" - показывает, что ценность метода именно в генерировании большого количества идет, из которых потом выбирается одна или несколько, которые удовлетворяют решения проблемы.

Методика проведения мозгового штурма

Для мозгового штурма выбирается группа из 6-10 человек. Среди них обязательно должен быть человек, знакомый с этим методом очень хорошо, "новичков", то есть людей, которые не имеют представления о метод, должно быть не более 1-2 участников. В группе должен быть председатель, который руководит ходом сеанса. В начале знакомятся с правилами.

Правила:

1 этап - этап генерации идей: все члены команды высказывают идеи относительно решения проблемы, которые кратко фиксируются; на этом этапе не допустима критика любой идеи, наоборот, чем безглуздіша на первый взгляд идея - тем лучше. Идеи высказываются вслух, чтобы другие участники могли сгенерировать собственные, опираясь на ассоциации с предыдущими идеями, образовав тем самым "слива" идей, о которой заявлено в названии.

2 этап - обсуждение сильных и слабых сторон каждой из предложенных идей, возможности их применения.

3 этап - выбор сильнейших идей и обсуждение возможности их применения.

Метод мозгового штурма хорошо срабатывает, если в команде хорошие отношения, нет лидера, который будет "забивать" чужие идеи, все члены команды поймут, что на первом этапе критиковать любые идеи нельзя, а на других этапах - высказывается мнение относительно идеи. а не личности, которая ее предложила.

Заповеди развития дивергентного мышления

1. "Чем больше идей, тем лучше"

2. "Новые идеи должны опираться на предыдущие"

3. "Странные и несуразные идеи тоже имеют право на существование

4. Золотое правило: не оценивайте идеи

Результативность проведенной сессии оценивается не только по количеству предложенных идей. Важно, насколько все участники почувствуют каждую из предлагаемых идей и предложений. Какой смысл в генерировании множества идей, если они по завершении сессии останутся только на бумаге? Поэтому важно при оценке результатов обратить внимание на то, насколько творчески прошел процесс и чем он завершится.

Как искать темы для мозгового штурма для учащихся по физике?

1. Изобретательские задачи

Предложить ученикам изобретательскую задачу, решение которой, по вашему мнению, им по силам. Начать можно с так называемых открытых задач, если учитель не уверен, что собственно изобретательская задача им по силам.

 2. Решения бытовых проблем с использованием физических закономерностей

В какой-то степени это аналог изобретательской задачи, но в упрощенном варианте. Она может заинтересовать учеников даже больше, так как ученики воспринимают ее как личностно ценное.

3. Реклама

Не забываем, что метод мозгового штурма впервые был применен в целях создания рекламы. Поэтому предложите создать рекламу прибора или устройства. Ценность для обучения, неоспоримо, будет, а вы наблюдаете за действиями учащихся, их умению работать в команде.