Придумать загадку - задание, которое часто приходится выполнять школьникам 1, 2, 3 и 4 классов. Придумывание загадок - очень полезно. Так как в процессе дети развиваются творчески, учатся замечать свойства предметов, явлений, животных и т.п. и противопоставлять, сравнивать и анализировать их. Загадки очень часто пишутся в стихах. Готовя такое домашнее задание, дети развивают свой литературный талант.
Для вдохновения, мы подготовили уникальные загадки, придуманные детьми - учениками начальной школы. Можете взять их за основу для придумывания своих загадок!
Загадки, придуманные детьми
Загадки о животных
-
Сочиненные детьми забавные загадки о животных:
-
У нашей бабушки сидит дед в тулупе, около печи греется, без воды умывается. ( Ответ: Кот)
-
Это зверь живет в лесу и боится он лису. ( Ответ: Заяц)
-
Не барашек и не кот, носит шубу круглый год. Серую - летом, белую - зимой. Кто это? ( Ответ: Заяц)
-
Без рук, без ног, а по земле ходит. ( Ответ: Змея)
-
Нам нужны иголки для шитья, а кому нужны иголки для житья? ( Ответ: Еж)
-
Кто на своей голове лес носит? ( Ответ: Олень)
-
Зимой спит, летом – ульи ворошит. ( Ответ: Медведь)
-
Серый зверь, зубастая пасть, хочет он овцу украсть. ( Ответ: Волк)
-
В лесу рыжий огонёк, шишки пробует на зубок. ( Ответ: Белка)
-
Куда ползет за собой дом везет. (Черепаха)
-
Кучерявая шуба по горам и долинам гуляет ( Ответ: Овца)
-
Он на солнышке греется, под нос поёт тихонечко, мышам не нравится, они от него спасаются ( Ответ: Кот)
-
Длинные уши, куцый хвост, небольшой имеет рост. На огороде побывал, там капусту воровал ( Ответ: Заяц)
-
У нее очень прыткие ножки, наставляет грозно рожки, а сама совсем не зла - даёт детям молока ( Ответ: Коза)
-
Пасется на лугу, толстая словно бочка, любит сено, а малышам дает молоко. (Корова)
-
Не укусит меня лиса, ведь у меня колючая спина! (Ёжик)
-
Хвостик, как ниточка, сама, как калиточка, а глаза, как семечки. ( Ответ: Мышка)
-
Как и зайчик имеет ушки, весь пушистый, как подушка, любит морковь, капустку, ласковый как игрушка, беленький, миленький. ( Ответ: Кролик)
-
Огромный рост, пышным веером хвост, до колен борода. По всему двору разгоняет детвору. ( Ответ: Индюк)
-
Сквозь зимние метели, птицы прилетели. Красные грудки - милые малютки. (Снегири)
Петух испуганный кричит?
Куры спрятались в хлеву?
Они кого-то испугались?
( Ответ: Лисица)
( Ответ: Медведь)
Загадки про овощи
-
Сто одежд - и все без застежек. ( Ответ: Капуста)
-
А что это за лошади в роще: продолговатые, игольчатые, зеленой масти, никого не возят, только соли просят. ( Ответ: Огурец)
-
Что это за голова, что лишь зубы и борода? ( Ответ: Чеснок)
-
Девка в кладовке, а коса на дворе. (Морковь)
-
Без рук, без ног, а вьется, как плеть. ( Ответ: Фасоль)
-
Пекут меня, жарят и варят, едят меня и очень хвалят. ( Ответ: Картофель)
-
Едет пан в золотом кафтане, хоть кафтан тот латка на латке, но его принимают в каждой хатке ( Ответ: Луковица)
-
На огороде выросла сильная, круглая, желтая и красивая, хоть и осенью в праздник всех пугает. ( Ответ: Тыква)
-
Хвост показывает, а сладкий красный корень прячет. ( Ответ: Свекла)
Загадки про фрукты
-
Дерево не цветет, однако урожай дает. ( Ответ: Инжир)
-
Красный цвет, а винный вкус. Каменное сердце. ( Ответ: Вишня)
-
Оранжевый, кругленький, сладенький и вкусненький. Не здешний он, а гость. Из Африки привет привез ( Ответ: Апельсин)
-
Рождается из цветка, его все любят дети, железа в нем много, румяное и хрустящее. ( Ответ: Яблоко)
-
Лампочка вверху висела, стала вкусная, пожелтела. Дети лампочку сорвали, с аппетитом поедали. ( Ответ: Груша)
-
Желтая, синяя, красная. Весной цветет, летом поспевает, в компот и варенье попадает. ( Ответ: Слива)
-
Словно на одной ноге, он растет на лозе ( Ответ: Виноград)
-
Он на цвет золотистый, и как персик, бархатистый, косточку вынимаем, с радостью употребляем. ( Ответ: Абрикос)
-
На кустах растет низко эта ягодка кислая, когда рвешь - береги ручки, так как на кустах колючки ( Ответ: Крыжовник)
Загадки о временах года
Что такое: четыре цвета имеют, раз в три месяца краски меняют? (Ответ: Времена года)
Загадки про осень
В Южный край земли
Улетают журавли.
Снова звучный школьный звонок
Нас позвал на урок.
Как этот месяц зовут?
(Сентябрь)
В садах, рощах бродит,
Желтые одеяния одевает
Золотистую постель стелет –
Ждет сестрицу Белую в гости.
(Осень)
Когда она заглянет в сад,
Нальется соком виноград,
И поздние яблоки ранет
Сладкие станут, словно мёд.
Как попутешествует по рощам
С волшебной кистью в руках, -
Все разрисует на пути,
Березки станут золотые!
- Заходи в гости, щедрая …
(Осень)
Пришла девушка в дом,
Взялась хозяйничать:
Ловко открыла сундук,
В желтую одежду лес нарядила.
(Осень)
Волшебник пришел в лес,
Краски, кисточки принес.
В дубраве и садике
Стали желтыми листочки.
(Октябрь)
Загадки о зиме
Много снега и льда, наступили холода. (Зима)
Ой, нету им цены!
По льду бегут они –
Быстроногие…
(Коньки)
Я падаю на ваши дома.
Я белый-белый, пушистый.
Я прилипаю вам к ногам
И называюсь просто…
(Снег)
Что это за телега,
Без колес,
Летом отдыхает
Зимой детей катает
(Санки)
Он рисует на окне
Красивые цветы ледяные,
На детских щечках - красные круги,
С ним зимой дружит всякий.
(Мороз)
Кто рисунок на окне ночью сделал мне? (Мороз)
У нас зимой белым цветом сад зацвел, как будто летом. (Иней)
Загадки о весне
Три брата идут по свету –
От зимы Навстречу лету.
Первый пройдет - Тает лед,
Второй пройдет - все Цветет,
Третий пройдет – уроет
Землю шелковая трава!
Неразлучные три брата.
Не встречался с ними ты?
(Март, апрель май)
Приветствием журавля я пробуждаю поля, небо и ручьи и цветущие рощи. (Весна)
***
Где она проходит –
Там травка всходит,
Цветы расцветают,
Соловьи поют.
(Весна)
Только вчера теплый ветер
Весть принес нам от весны,
А сегодня цветы
Сквозь сугробы проросли.
(Подснежники)
Когда это бывает и как он зовется:
Тучка плачет, а поле смеется?
(Весенний дождь)
Меня просят и ждут, я как покажусь – убегают. (Дождь)
Загадки о лете
Клубнички в сметанке,
Соловей щебечет,
Дождь словно сквозь сито,
Наступило...
(Лето)
Теплый длинный-длинный день,
В миске много спелых слив,
Созревает желтый колос,
Подает конёк голос,
И Земляничка созревает.
Так когда это все бывает?
(Летом)
В небе ласточка летит,
С ветром листья шелестят,
Воду пьет аист.
Солнце палит.
Жара.
Созревает рожь.
Какая пора?
(Лето)
Солнце печет, и липа цветет,
Вишня поспевает, когда это бывает?
(Летом)
Малина, Крыжовник, яблоки, ежевика. Фрукты и овощи сочные – это вкусные подарки…(Лето)
Интересные загадки, придуманные детьми, обо всем на свете
-
Какое колесо не крутится во время правого разворота? (Ответ: Запасное)
-
Это неживое существо, но у него есть 5 пальцев. (Ответ: Перчатка)
-
Какое слово в словаре написано неправильно? (Ответ: Неправильно)
-
Грузовик ехал в деревню. По дороге она встретила 4 легковые машины. Сколько машин ехало в деревню? (Ответ: Одна)
-
Какой рукой лучше размешивать чай? (Ответ: Лучше ложкой)
-
Накорми меня и я буду жить, но дай воды – и я умру. Кто я? (Ответ: Огонь)
-
Кто ходит сидя? (Ответ: Шахматист)
-
В синем небе быстрее всех я летаю. Имею крылья, хоть не птица. (Самолет)
-
Конь стальной, овса не просит, но пашет и косит. (Трактор)
-
Я иду – он остается. (След)
-
Кто всегда правду говорит? (Зеркало)
-
Родился с земли, зарумянился на огне. И явился на столе к борщу тебе и мне. (Хлеб)
-
Белый, как снег, в чести у всех, в рот попал, там и пропал. (Сахар)
-
Рождаются – летят, живут – лежат, умирают – уплывают. (Снежинки)
-
Что намокает, пока сушит? (Полотенце)
-
Чем больше из нее берешь, тем больше становится ... что это? (Яма)
(Картофель)
-
Крашеное коромысло через реку повисло. (Радуга)
-
Летит конек через полем. Никто его не поймает, и никто не обуздает. (Ветер)
-
Огневая стрела пролетает, никто в мире ее не поймает. (Молния)
-
Заря-зарница, красна девица, по небу гуляла, плакала-рыдала, месяц видел – не поднял, солнце встало-и забрало. (Роса)
-
Махнула птица крылом – закрыла полмира черным рядном. (Ночь)
-
Нас семь братьев, летами все равные, а именами разные. Отгадай, кто мы? (Дни недели)
-
Ног нет, а хожу. Рта не имею, а скажу. Когда обедать, когда спать, когда работу начинать. (Часы)
-
Растет она вниз головой, не в летнюю пору, а зимой. И только солнышко согреет-она заплачет и быстро погибает. (Сосулька)
-
Меня пьют. Меня льют. Всем я нужна. Кто я такая? (Вода)
-
Черный Иван, деревянный кафтан: где носом проведет, там пометку кладет. (Карандаш)
-
Белая Пашня, черные семена. Кто его умеет, тот и понимает. Кто его знает, тот и соберет. (Книжка)
-
Дает здоровье — спорт. Вес — сладкий торт. Мед - трудолюбивые пчелы. Знания глубокие - ... (Школа)
-
По тропинке, по дороге, бежать я в них не в состоянии. По снегу не идут как следует, по нраву только лед. (Коньки)
-
Лежит на спине – никому не нужна. Прислони к стене – пригодится она. (Стремянка)
-
Свернешь – палочка, развернешь – блин. (Зонтик)
Бьют меня старые и малые
И в воздухе, и на земле,
Но от этого не умираю,
Только весело прыгаю и скакаю.
(Мяч)
-
От чего утка плывет? (От берега)
-
Какой болезнью никто не болеет на суше? (Морской)
-
Что человек носит два раза в жизни бесплатно, а за третий раз платит? (Зубья)
-
Оно всегда перед нами , но видеть его мы не можем. Что это? (Будущее)
-
В какой клетке не держат ни птиц, ни зверей? (В грудной клетке)
-
Какая игла не тонет в море? (Рыба-игла)
-
Овцы день и ночь пасутся, а молока не дают. (Звезды на небе)
-
Не видно ее и не слышно ее, а когда заговориш о ней, то она сразу исчезает. (Тишина)
-
Когда небо бывает ниже от земли? (Когда отражается в воде)
-
Не пьет — живет, а напьется — умрет. (Снег)
-
Что бросают тогда, когда это необходимо, и поднимают тогда,когда это уже не нужно? (Якорь)
Как придумать загадку?
Загадка – это краткое иносказательное описание определенного предмета или явления, дается в форме вопросов или описательного предложения, или в стихотворной форме, что требует ответа. Самыми главными признаками художественной специфики загадки являются конкретность темы, лаконизм, сконденсированность мысли, исключительная устойчивость традиции и устоявшаяся образность.
Для загадок характерна высокая степень метафоричности, ритмическая пропорциональность, гиперболизация изображения за счет выделения, укрупнения отдельных признаков и качеств, олицетворение неживого мира, которое придает загадке особой поэтичности.
Детям дошкольного возраста доступны для отгадывания разные виды загадок (о природе, растительный и животный мир; о пище, жилье, домашнем инвентаре, вещи бытового обихода; о трудовой деятельности человека, орудия труда, средства передвижения; об образовании и воспитания человека; абстрактные, общие, условные и сборные понятия; об отрезках времени; загадки-головоломки, шарады; социальные загадки), а также загадки-описания; загадки-метафорические образы; загадки, построенные на основе сравнения и сопоставления; загадки, построенные на основе полисемии (многозначности слов).
Словесное творчество – процесс создания ребенком произведения в любой форме речевого высказывания в соответствии с литературно-языковых норм. Оно (словесное творчество) возникает под влиянием произведений искусства и впечатлений от окружающей действительности и выражающаяся в создании устных сочинений-рассказов, сказок, стихов, загадок.
Составление загадки – это творческий процесс создания художественного речевого образа, то есть словесное творчество, что требует владения необходимыми умениями.
Составить загадку – значит очень сжато описать с помощью определенных ярких метафорических образов несколько характерных для предмета или явления признаков (материал, форма, звук, цвет, количество, действие, назначение, применение, окружение).